Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Лекции Бхану Свами

Дивноморск 4.10.99 [3]

И самый высший уровень вайшнава - это те, кто вдохновляют других на воспевание. Но здесь также необходимо подчеркнуть, что он вдохновляет их не просто на воспевание, он вдохновляет их на чистое воспевание. Если у человека есть восприятие святого имени, и сам он чисто воспевает святое имя, он может вдохновить других на чистое воспевание. То есть, у такого человека должна быть привязанность к постоянному воспеванию и также очень глубокое понимание воспевания. И тогда он развивает силу вдохновлять других воспевать таким же образом, он считается лучшим из вайшнавов.

Это очень хорошее определение, потому что оно рассказывает не только об уровнях продвижения, но также объясняет умонастроение проповеди Господа Чайтаньи. Он мог бы, например, сказать, что высшая ступень воспевания святого имени - когда вы ни на что не реагируете в этом материальном мире. Такое определение уттама-адхикари дается в Бхагаватам. В Бхагаватам уттама- адхикари описан как тот, кто видит Господа повсюду. И в материальном мире ничего не видит больше. Не видит ни хорошего, ни плохого, не разграничивает вайшнавов или не вайшнавов, видит везде только Кришну. Поэтому не проповедует. Он постоянно погружен только в лилы Кришны. Но в этом определении Господь Чайтанья говорит, что самый возвышенный вайшнав заставляет других воспевать святое имя.

Бхактивинода Тхакур сгруппировал все учение Господа Чайтаньи в два небольших утверждения. Наме ручи и дживе дойа. Это обозначает первое: развитие вкуса к воспеванию святого имени. И, конечно же через святое имя развить вкус к служению Кришне. И еще один аспект - это дживе дойа, или проявление сострадания к дживам, томящимся в материальном мире. В чем же заключается эта милость по отношению к дживам? В том, что мы даем им чистое святое имя. То есть, учение Господа Чайтаньи заключается в том, что мы должны воспевать святое имя, развивать привязанность к чистому воспеванию и давать привязанность к святому имени другим.

Господь Чайтанья, несмотря на то, что Он - Сам Кришна, показал идеальный пример преданного. Он был постоянно погружен в воспевание имени Кришны. Он не мог остановиться даже. Но в то же время Он был погружен в то, что раздавал милость всем дживам. Господь Чайтанья чувствовал большой экстаз, общаясь с Навадвипскими преданными. Каждый вечер они встречались в Шривас-ангаме. Это находится близко к дому Господа Чайтаньи. И во дворе они проводили по ночам киртаны. Но они закрывали двери, чтобы никто не мог войти. Они не хотели, чтобы киртан посещали смарты, карми или тантрики. Всю ночь они в великом блаженстве проводили киртан.

После того, как целый год они занимались этим в Навадвипе, Господь Чайтанья однажды объявил, что Он не чувствует большого блаженства от этого. Он сказал, что пришло время дать святое имя всем людям. Он сказал Нитьянанде, Харидасу и другим преданным, что с завтрашнего дня идите, проповедуйте и давайте святое имя другим. Тогда Я почувствую блаженство. Целый год они наслаждались святым именем, и после этого Господь Чайтанья сказал: “Теперь давайте святое имя другим”. В процессе распространения святого имени Господь Нитьянанда с Харидасом повстречались с Джагаем и Мадхаем и у них начались проблемы с ними. Они подумали: "Поскольку Господь Чайтанья приказал нам дать святое имя всем, то мы должны его также дать и им”. И по милости Чайтаньи Махапрабху эти двое стати великими преданными. Господь Чайтанья показывал Сам пример развития вкуса к святому имени и проповеди святого имени. Поэтому в определении высшей категории вайшнава он говорит, что истинный вайшнав высшего уровня - это когда он дает святое имя другим.

Но, не смотря на то. что это простое определение, как кажется, с ним связаны строгие условия. Потому что человек, который дает святое имя, должен иметь глубокое понимание, что такое чистое святое имя, что такое вообще воспевание святого имени. И он должен быть способен вдохновлять других возвысится до того же уровня.

Вчера мы говорили о дживах в материальном мире и о духовном мире. Духовный мир - это чит, а материальный - ачит.