Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Глазами писаний

Лекция по Шримад-Бхагаватам [стр. 94]

Лекция по "Шримад-Бхагаватам"

12 ноября 2001 года, г. Москва

После того как Арджуна обратился к Кришне со словами: "Я -душа, предавшаяся Тебе", Кришна начал излагать философию "Бхагавад-гиты". В восемнадцатой главе Кришна спросил Арджуну: "Рассеялась ли окутавшая тебя пелена невежества и иллюзии?" Арджуна ответил: "Да". Тогда Кришна сказал: "Теперь поступай, как ты считаешь нужным". Правительство также говорит людям, что правильно, а что нет. А потом в соответствии с вашими поступками вы получите разные результаты. В образе Сверхдуши Господь Кришна выполняет множество разных функций. Он не только просто наблюдает за вашими поступками, но также санкционирует вашу деятельность. Кришна говорит, что в соответствии с утверждением Веданты существует пять факторов, влияющих на выполнение любого действия. Находясь в иллюзии, мы считаем себя причиной действий. Но в действительности за каждым действием стоят пять причин. Первое — место, где происходит это действие. Это относится к телу. Затем тот, кто совершает действие, потом различные чувства, различные виды усилий и, наконец, Сверхдуша. Господь Кришна объясняет, что все, что делает человек правильно или неправильно, в конечном счете, причиной действий живого существа являются эти пять факторов. Например, человек может прилагать какие-то усилия с помощью тела. Он может пытаться что-то сделать, может составить совершенные планы, но если Сверх душа не согласна с этим, то этим планам не суждено сбыться. Даже обычные люди это понимают. Есть такая поговорка: "Человек предполагает, а Бог располагает". В Ведах говорится не просто, что есть Бог, там говорится, кто Он, где Он живет, как выглядит, что Он делает.

Успех нашей деятельности зависит от того, хочет Сверхдуша этого или нет. В материальной жизни есть понятие "супербосс". Это человек, который стоит над всеми. Также, когда Шрила Прабхупада говорит о Параматме, он использует это слово. Допустим, вы что-то решили купить и прилагаете усилия. Но если сверхпричина-Сверхдуша видит, что вы этого не заслуживаете, то ничего не получится. Итак, Параматма является высшей инстанцией, которая дает санкцию на какую-то деятельность. Мы все признаем, что именно Господь является самым высшим повелителем, который дает санкции на что-то. Материалисты в принципе не соглашаются с этим. Они говорят, что важны только ваши собственные усилия, ваш труд. Они думают, что сами являются причиной всего. Преданный же считает: "Я прилагаю усилия, но результат зависит от Господа". Но кто-то скажет, что если Господь все дает, то я буду заниматься бхаджаном, а Господь обо всем позаботится. Арджуна привел много логичных доводов о том, почему он не должен сражаться. Но Кришна вдохновил его сражаться и сказал: "Сражайся с умом и разумом, сосредоточенными на Мне, и посвяти Мне всю свою деятельность".

Цель нашей деятельности — удовлетворение Кришны. Кришна говорит: "Что бы ты ни делал, делай это как подношение Мне. Если ты хочешь совершать аскезы, делай это для Моего удовлетворения". Иногда люди совершают аскезы, чтобы удовлетворить свои амбиции, ради славы и т. д. "Если ты хочешь помочь кому-то, дать милостыню, то делай это как подношение Мне". Мы должны действовать, но деятельность в сознании Кришны является бездействием. Кришна говорит, что очень трудно понять хитросплетения деятельности - что является действием, запрещенным действием и бездействием. Запрещенное действие, викарма, — это деятельность, противоречащая законам Бога.

В Пятой песне "Шримад-Бхагаватам" описаны наставления Господа Ришабхадевы. Он был воплощением Верховного Господа. У него было сто сыновей, и здесь нет ничего удивительного. Даже у Бен Ладена сорок два сына. Для Бога не составляет сложности, чтобы у Него были миллионы сыновей. Ришабхадев считал своим долгом дать им знания о духовной жизни. Он говорит своим сыновьям: "Не тратьте даром эту редкую человеческую жизнь, не уподобляйтесь животным и используйте жизнь для самоосознания. Если вы будете совершать аскезы, направленные на удовлетворение Господа, то тогда вы обретете духовное счастье".

Далее: