Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Глазами писаний

[стр. 56]

Шесть принципов шаранагати

(продолжение) 1 ноября 2001 года, г. Киев

Вчера мы обсуждали шесть принципов предания себя, как объяснял Чайтанья Махапрабху Санатане Госвами. Мы обсудили только один — принимать только все благоприятное в преданном служении. Остальные принципы предания себя: отвергать все неблагоприятное; быть полностью убежденным в том, что Кришна защитит меня; считать Господа своим защитником и повелителем; предание себя и смирение.

Как и в случае с нашим здоровьем, в духовной жизни мы также должны заботиться о благоприятном и отвергать неблагоприятное. О неблагоприятном Рупа Госвами писал во втором стихе Упадешамриты. В первом стихе он описал необходимость контроля ума и языка для тех, кто хочет стать духовными учителями. Наши чувства всегда принуждают нас к чему-то. В "Бхагавад-гите" Арджуна спросил Кришну о том, что же побуждает живое существо совершать греховные действия даже помимо его желания. Кришна ответил, что это только лишь вожделение, возникающее из гуны страсти. Оно является всепожирающим врагом человека, и его никогда нельзя удовлетворить. Далее Рупа Госвами перечисляет шесть принципов, которые неблагоприятны для преданного служения.

Первое - атйахара, т. е. есть или накапливать больше, чем необходимо. В современном обществе люди зачастую переедают, как те, кто имеет много, так и те, кто беден. Ведическая формула еды такова: наполните свой желудок на 50% пищей, 25% - водой и 25% - воздухом, тогда у вас будет меньше шансов заболеть. Из-за переедания возникает множество болезней. Переедание ведет к лени, сну и болезням. Конечно, если вы переедаете кришна-прасад, то это не так уж плохо. Некоторые преданные поправляются благодаря прасаду. Чрезмерное накопительство также вредно. В материальном мире жадность человека не знает границ. Из-за нее люди готовы заниматься самыми разнообразными видами греховной деятельности. В "Шримад-Бхагаватам" Нарада Муни говорит Йудхиштхире: "Ты можешь удовлетворить голодного, дав ему пищу, жаждущего - водой, гневающегося - позволив ему покричать, но жадность человека невозможно удовлетворить никогда". Наша философия - простая жизнь и возвышенное мышление. Простая жизнь без излишеств не требует чрезмерных усилий, направленных на заработок денег. Рупа Госвами говорит, что нужно избегать чрезмерного накопительства и жадности, ибо она не знает границ.

В "Шримад-Бхагаватам" есть история об одной проститутке. Она занималась этим из-за денег и наслаждения. Однажды она очень красиво оделась, вышла на балкон и стала думать о потенциальных клиентах. Весь день она находилась там, но к ней не пришел ни один клиент. После этого она испытала очень сильное разочарование, у нее началась депрессия. Но затем это перешло в умонастроение отречения. Она выбросила все свои драгоценности и приняла прибежище лотосных стоп Господа. Тогда она обрела умиротворение, занявшись преданным служением Господу. Смысл этой истории в том, что до тех пор, пока человек жаден, он всегда будет пребывать в беспокойстве. Если вы живете простой жизнью ради Господа, то вы сможете стать счастливым. В материальном мире каждый пытается что-то выгадать. Крысиные бега, чтобы превзойти своего соседа. Если у вас есть машина, то вы хотите лучшую. Вы всегда должны быть на шаг впереди соседа.

В "Чайтанья-Чаритамрите" есть еще одна история. Жил-был один очень богатый человек, но он был очень скуп и никому не давал ни одной копейки. Единственное его счастье - накопление денег. Его жена, дети и родственники просили у него денег, но он им ничего не давал. В результате все стали его врагами. Если вы богаты, то у вас, скорее всего, масса проблем с налоговой инспекцией, поскольку богатые люди очень часто утаивают свои доходы. Также богатые люди боятся воров. Бедняк может спать с открытой дверью, но богатому нужны железные двери, охрана, огромные собаки... Если вы богаты, то также родственники становятся вашими врагами.

Далее: