Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Шри Хари Бхакти Веласа

5 виласа [текст 122-240]

122-123

Человек должен затем совершить нйасу неба, воздуха, огня, воды и земли – на

голове, во рту, на груди, гениталиях и ногах. Затем он должен совершить

нйасу сердца, солнца с 12-ю калами, луны с 16-ю калами и огня с 10-ю

калами. Например: шам намах парайа пундарикатмане намах, хам намох

парайа двадаша кала вйапла сурйамандалатмане намах, шам намох парайа

шодаша кала вйапта чандра мандалатмане намах, и рам намах парайа

даша кала вйапта бахни мандалатмане намах.

124

Затем он должен совершить нйасу Господу Васудеве, вместе со словами

парамештхи и йакара. Он должен совершить нйасу Господу Санкаршане,

добавляя слог йа к слову пум. Например: йах намах парайа васудевайа

парамештхйатмане намах, и йам намах парайа санкаршана пуматмане

намах.

125

Человек должен выполнить нйасу Прадйумне на груди со словом вишва и

слогом ла. Он должен совершить нйасу Анируддхи на анусе со слогом ба и

словом нивртта. Он должен совершить нйасу Нарайане на ногах со слогом

ла. Например: лах намах парайа прадйумнайа вишватмане намах.

126

Человек должен совершить нйасу Господа Нрисимхадевы на всём теле со

словом копа и слогом кша. Например: лам намах парайа прадйумнайа

вишватмане намах, бам намах парайа анируддхайа ниврттатмане намах,

и лам намах парайа нарайанайа сарватмане намах и кшраум намах парайа

нрсимхайа копатмане намах. Вышеупомянутая таттва-нйаса быстро

приводит человека к лотосным стопам Шри Кришны.

127

(в этой связи говорится)

Те учёные личности, которые знакомы с наукой нйаса-крийей относят этот

процесс к таттва-нйасе. Тому, кто следует этой процедуре, даже обычная

деятельность приносит ощутимые результаты.

128

Человек, совершающий таттва-нйасу, несомненно, очищается. Верховный

Господь входит в его тело как нйаса, поскольку Он источник всех существ, и

всё пребывает в Нём.

129

(совершение пранайамы)

После этого он должен практиковать пранайаму, повторяя мула-мантру (18-ти

сложную мантру) в уме либо дважды, либо четырежды или шесть раз,

вдыхая, задерживая дыхание и выдыхая.

130

Если человек не способен следовать этой процедуре, то он должен в уме

повторять кама-биджа мантру 16, 22 или 64 раза вдыхая, задерживая

дыхание и выдыхая.

131

(В Крама-дипике говорится)

Человек должен выдыхать через свою правую ноздрю, выдыхать через левую

ноздрю и задерживать воздух в лёгких настолько, насколько это возможно.

Эти действия называются речака, пурака и кумбхока. Они должны

практиковаться 16, 22 и 64 раза.

132

(правила практики пранайамы)

(В той же книге говорится)

Преданные, искусные в пранайаме, практикуют её перед и после повторения их

мантры. Каждый раз он должен совершать все 3 процедуры. Человек,

практикующий пранайаму 16 раз каждый день в течение 1 месяца,

освобождается от всех греховных реакций.

133

(процесс питха-нйасы)

Преданный должен считать своё тело как место поклонения и совершать нйасу

энергиям Господа на каждой части тела, повторяя мантру, начинающуюся с

ом.

134-135

В своём сердце он должен совершать нйасу на адхаре, шакти, пракрти, Курме,

Ананте, земле, океане молока, сияющей Шветадвипе, драгоценном алтаре и

древе желаний.

136-138

Таким же образом, человек должен совершить нйасу знания и отречения на 2-х

бёдрах, нйасу безбожия на своём рте, нйаса невежества на своей талии,

нйаса привязанности и бедности на 2-х боках, и нйасу Ананты и Падмы на

груди.

Человек должен затем совершить нйасы бога солнца, бога луны и бога огня на

своём сердце, повторяя их мантры, начиная с ом. Например: ом ам сурйа

мандалайа намах, ом ум сома сома мандалайа намах, и ом мам бахни

мандалайа намах.

Таким же образом, человек должен совершать нйасы саттвы, раджаса, тамаса,

атмы, антаратмы и параматмы. Например: ом сам саттвайа намах и ом

рам раджасе намах.

139-141

Затем, с бхуванешвари-биджей, хрим, человек должен совершать нйасу

просвещённой духовной души и 9-ти энергий Господа на 8-ми лепестках в

8-ми направлениях лотоса, находящегося в его сердце. Имя 8-ми энергий –

Вимала, Уткаршини, Джнана, Крийа, Йога, Прахви, Сатйа, Ишана и

Ануграха. После этого он должен совершать нйасу питха-мантры,

медитируя на главного мудреца, метр и объект 18-ти сложной мантры.

142

Те, кто заняты в поклонении Шри Кришне с безраздельной преданностью,

знают очень хорошо, что ранее упомянутые существа, такие как океан

молока, в действительности относятся к Матхуре, Вриндавану, лесам

Вриндавана и дереву кадамба.

143

Брахма-самхите 5.56 этот факт подтверждается)

Я поклоняюсь духовной обители, именуемой Шветадвипой, где богини удачи,

Лакшми,  в чистых духовных телах с любовью служат Верховному Господу

Кришне как своему единственному супругу. Каждое дерево там —

трансцендентное древо желаний, земля состоит из волшебного камня

чинтамани, а вода подобна нектару. Каждое слово там — песня, а каждый шаг

— танец. Любимая спутница Кришны, флейта, всегда сопровождает Его.

Сияние, распространяющееся повсюду, полно трансцендентного блаженства, и

на каждом шагу ощущается тонкий духовный вкус. Бесчисленные коровы

постоянно дают океаны трансцендентного молока. Там нет прошлого и

будущего, а вечное настоящее не подвержено исчезновению даже на мгновение.

Эта обитель известна как Голока лишь редким самоосознавшим душам в этом

мире.

144-145

(питха мантра)

(описана в Крама-дипике)

Питха-мантра начинается с ом, затем намах, бхагаван в Дательном падеже,

вишну, сарвабхутатма, васудева, сарвабхутатма-самйога падма

питхатмане и заканчивается намах. Это великая питха-мантра.

Повторение этой мантры рекомендуется для поклонения Божеству. Вот  она: ом намо бхагавате вишнаве сарвабхутатмане васудевайа

сарвабхутатмане самйога падма питхатмане намах.

146

(Медитация на главного мудреца, размер и объект)

ом аштадашакшарамантрасйа

шри нарадаршир гайатриччандах

сакалалокамангало нандатанайо

девата, клим виджам, сваха шактих,

кршнах пракртир дургадхиштхатри

девата’бхиматартхе винийогах

 

Шри Нарада — главный мудрец 18-ти сложной мантры, гайатри – размер, в

котором она повторяется, и дарующий благо своим преданным, Шри

Кришна, — объект мантры. Сваха — энергия. Кришна, Пракрти и Дурга —

контролирующие Божества, и эта мантра повторяется с целью получения

могущества.

147-148

(В беседе между Умой и Шивой из Саммохана-тантры)

рширнарада итйукто

гайаттриччанда учйате

гопавешадхарах кршно

девата парикиртитах

виджам манматха-самджнанту

прийа шактир хавирбхуджах

твамева парамешани

асйадхиштатрдевата

чатурвварга пхалаваптйаи

винийогах пракирттитах

 

Нарада — главный мудрец мантры, гайатри – размер, Кришна, мальчик-пастушок, — объект. Кама-биджа — семя, сваха – энергия, Ты и Дурга –

главные божества мантры, повторяемой для достижения 4-х целей жизни.

149

(процесс совершения анга-нйасы)

Нйаса состоит из 4-х частей, состоящих из 4-х слогов каждая, также как ещё 2-х

частей, называемых астра. Рекомендуется разделить мантру на 4 части.

150

Сначала человек должен совершить нйасу, состоящую из 5-ти частей в своей

ладони, на тыльной стороне ладони, с обеих сторон и затем на каждом пальце. Некоторые

авторитеты рекомендуют человеку вибрировать ом, совершая нйасу. Другие

советуют совершать вана-Панчака-нйаса и ананга-Панчака-нйаса вместе с

анга-нйасой, совершаемой на пальцах.

151

(говорится)

Панча-ванас – дравана, кшобхана, акаршана, вашикарана и шравана и Панча-

ананга – шошаша, мохана, сандипана, тапана и мадана.

152

(также говорится)

Выполняя Панча-анга-нйасу, человек должен добавить намах и хрдайа в

Дательном падеже в первой части – сваха и ширах во второй части – вашат

и шикха в 3-й части, хум и кавача в 4-й части, астра и пхат в 5-й части.

Например: клим кршнайа хрдайайа намах, говиндайа ширасе сваха,

гопиджана шикхайаи васат, валлабхайа кавачайа хум и сваха астрайа

пхат.

153-154

После этого он должен совершить нйасу, состоящую из этих 5-ти частей на

большом пальце, указательном, среднем, безымянном и мизинце. Снова он

должен совершить нйасу, состоящую из этих 5-ти частей на пальцах и

сердце.

Например: клим кршнайа ангустхабхам намах, говиндайа тарджджанибхйам

сваха, гопиджанайа мадхйамабхйам намах, валлабхайа анамикабхйам хум и

сваха астрайа каништхабхйам пхат.

Например: клим кршнайа хрдайайа намах ангуштхабхам намах, и говиндайа

ширасе сваха тарджджанибхйам сваха.

155

Некоторые авторитеты также совершают шаданга-нйасу, повторяя эту мантру.

Эти 6 частей тела: грудь, голова, шикха, кавача, глаза и 4 направления. Для

астры и кавачи человек должен совершать нйасу всех частей тела.

156

(В Санат-кумара-калпе в Саммохана-тантре, 6 частей описаны так)

Сердце с одним слогом, голова с 3-мя слогами, шикха с 4-мя слогами, кавача с

4-мя слогами, глаза с 4-мя слогами и астра с 2-мя слогами.

157

Затем человек должен сложить свои ладони и совершить нйасу 18-ти сложной

мантры 3 раза вокруг всего тела, начиная с ног и заканчивая головой.

158-159

(Процесс совершения нйасы на каждом слоге 18-ти сложной мантры)

После завершения анга-нйасы человек должен совершить нйасу на каждом

слоге 18-ти сложной мантры. На зубах, лбе, межбровье, на ушах, глазах, в

ноздрях, во рту, в горле, на груди, на пупке, на бёдрах, на анусе, и на

коленях человек должен совершить нйасу с каждым слогом на каждой части

тела, кроме ушей, ноздрей и бёдер, где нужно повторять 2 слога.

160

Святые личности вибрируют ом в начале каждого слога и намах в конце.

Например: ом клим намах, кам намах. некоторые авторитеты рекомендуют

повторять Шри-биджу, Кама-биджу или Шакти-биджу, и они совершают

нйасу в стиле сршти, стхити и самхара нйас. Совершая сршти-нйасу, они

касаются головы, совершая стхити-нйасу, они касаются груди и совершая

самхара-нйасу, они касаются ног.

161-162

(процесс совершения пада-нйасы)

После совершения нйасы на своей голове, повторяя ом, преданный должен

совершить нйасу 5-ти слогов 18-ти сложной мантры на глазах, анусе, ногах и во рту. Затем он должен совершить нйасу этих 5-ти слогов по всему телу.

Некоторые авторитеты рекомендуют, чтобы человек совершал её, добавляя

намах в конце каждого слога. Например: клим клим намах, клим кршнайа

намах, гом говиндайа намах, гом гопиджана валлабхайа намах, свам сваха

намах.

163

Существуют и другие, повторяющие сваха в конце каждого слога, объединяя

первый и последний в форме 3-х отдельных мантр, когда они совершают

нйасу на анусе, щеках и всём теле, с ног и до головы. Например:

клим кршнайа сваха, клим кршнайа говиндайа сваха, клим кршнайа

говиндайа гопиджанаваллабхайа сваха.

164

В этой процедуре нйасы только те преданные, которые привязаны к гйане,

должны касаться нйасы в районе ануса и ног. Для таких преданных хорошо

совершать нйасу Анируддхи на анусе, но чистые преданные Господа Вишну

сначала должны очищать свои тела, совершая ритуал бхута-шуддхи,

одухотворяя таким образом своё тело. После этого они могут не

сомневаться совершить нйасу Анируддхи на анусе, или нйасу Мукунды на

ногах.

165

Человек должен затем совершить нйасу главного мудреца, размера, объекта,

биджи, энергии, пракрти и главного божества 18-ти сложной мантры на

голове, лице, груди, сосках и — дважды — снова на груди. Например:

аштадашакашара шри Гопала мантрасйа нарадайа ршайе намах, гайатраи

чхандасе намах, сакала лока мангала шриман нандатанайайа деватайаи

намах.

166-167

(5 видов мудр)

Преданный должен затем показать 5 прекрасных мудр. Это вену, ванамала,

шриватса и вилва. После этого  он должен закрыть все направления,

повторяя ом намо сударшанайа астрайа ахат. После этого он должен

показать каракаччхапика-мудру и медитировать на Верховного Господа.

168

(процесс медитации на Верховного Господа)

атха праката саурабход галита мадхвикотпхулласат

-прасуна навапаллава праката-намра шакхаирдрумаих

прапхулла наваманджари-лалита валларивештитаих

смареччиширитам шивам ситаматисту врндаванам

 

Сначала преданный должен медитировать на землю Вриндавана с чистым

сердцем. Поскольку обитель Вриндавана полна благоприятных деревьев,

она сильно очаровывает и успокаивает сердце и ум. Ветви этих деревьев

пропитаны сладким ароматом, они усыпаны распускающимися цветами,

 выделяющими нектар, и они склоняются к земле под тяжестью свежевыросших

веточек и листьев. Трансцендентные деревья обнимают лианы со

свежераспустившимися почками и цветами.

169

викасису манорасасвадана манджулаих санчара

-ччилимукха мукходгатаир мукхаритантарам джханкртаих

катота шука шарика-парабхртадибхих патрибхихр

виранита митастато бхуджага шатру нртйакулам

 

Шмели кружатся вокруг цветов, жаждая их мёда. Весь лес Вриндавана пронизан

сладким звуком жужжащих шмелей. Голуби и голубки, попугаи и

кукушки всегда очень сладко поют. Павлины танцуют, расправляя свои

перья.

170

калинда духитушчала ллахаривипрусам вахибхир

-винидра сараси руходара раджашчайоддхусараих

прадипита манобхава-враджавиласини-васасам

вилолана вихарибхих сатата севитам марутаих

 

Во Вриндаване всегда дует свежий ветерок, несущий капельки воды с волн реки

Ямуны. Ветерок становится серым из-за того, что смешивается с пыльцой

цветов лотосов. Он треплет одежды гопи, которые полны желания

доставить Кришне удовольствие.

171

правала навапаллавам маракатассадам ваджрамауктика

-пракара коракам камала рага нанапхалам

стхавиштхам акхилартубхих сатата севитам камадам

тадантарапи калпакандхри падамуданчитам чинтайет

 

Преданный должен медитировать на деревья желаний Вриндавана. Свежие

веточки деревьев желаний можно сравнить с кораллом, листья можно

сравнить с голубым сапфиром, почки — с алмазами и жемчугом и фрукты — с

рубинами. Эти деревья желаний высокие и сильные, и они удовлетворяют

желание каждого. Все сезоны вечно присутствуют во Вриндаване и поэтому

все виды сезонных цветов всегда доступны.

172

сухема шикхара валерудита-бханувад бхасвара

мадхосйа канакастхалим амрта шикара саринах

прадипта мани куттимам кусума рену пунджаджджвалам

смарет пунаратандрито вигата шат тарангам будхах

 

Серьёзный преданный должен проснуться от глубокого сна и начать

медитировать на трансцендентную землю Вриндавана, созданную из камня

чинтамани. Земля Вриндавана сияет как восходящее солнце и украшена

золотыми колоннами, драгоценными камнями и высокими платформами.

Вся сцена искрит и блестит от пыльцы, осевшей на деревья. Не существует

места во Вриндаване, куда бы накатывали шесть волн материального океана: голод,

жажда, скорбь, иллюзия, старость и смерть.

173

тадратна куттима нивишта махиштхайога

питхе’ста патрамарнам камалам вичинтйа

удйад вирочана сарочирамушйа мадхйе

санчинтайет сукханивиштаматхо мукундам

 

Затем человек должен медитировать на прекрасный трон, стоящий на

возвышении, украшенном драгоценными камнями. На этом троне

находится красный цветок лотоса с 8-ю лепестками. Затем он должен

медитировать как Шри Кришна, похожий на восходящее солнце, с наслаждением сидит в центре этого лотоса.

174-175

сутрама ратна далитанджана мегхапунджа

-пратйагранила-джаладжанмасаманабхасам

суснигдха нила-гханакунчита кешаджалам

раджанманоджна-шитикантха шикхандачудам

 

роламвалалита-сурадрума сунакалпи

-тоттам самуткача-навотпала карнапурам

лолалака-спхуритабхалатала прадипта

горочана тилакам уччала чиллималам

 

Его тело цвета голубого сапфира. Он умащён чёрной мазью, и так становится

похож на тёмное осеннее облако или свежий голубой цветок лотоса. Его

вьющиеся волосы чёрные и блестящие. Его корона украшена пером

павлина. Он украшен гирляндой из лесных цветов, вокруг которой постоянно

вьются пчёлы. Его серьги сделаны из свежераспустившихся зелёных

листьев. Его лоб, украшенный беспокойными вьющимися волосами,

украшен знаком тилака, сделанным из горочаны. Его брови похожи на две

танцующих лианы.

176

апурна шарада гатанка шашанкавимва

-кантананам камалапатра вишаланетрам

ратнаспхуран макаракундала рашмидипта

-гандастхали мукурам уннатачарунасам

 

Его лотосное лицо безупречно, как полная осенняя Луна, и очень приятное. Его

глаза широкие как лепестки лотоса. Его щёки сияют из-за отражения

драгоценных камней от Его рыбоподобных серёжек. Его нос приподнят и

чарующ.

177

синдура сундара тарадхара миндукунда

мандара мандахасита дйути дипитангам

ванйа правала кусума прачайаваклипта

-граивейа коджджвала-манохара камвукантхам

 

Его нижняя губа ещё более прекрасна из-за синдуры или красной киновари. Всё

Его тело выглядит белым, подобно лунному свету, цветам кунда или цветам

мандара. Его лицо украшено Его чарующей улыбкой. Его

раковиноподобная шея украшена украшениями из свежесорванных веточек

и цветов.

178

матта бхрамад бхрамараджушта-виламваман

-сантанка-прасава дама паришкртамсам

харавали-бхагана раджита пивароро

-вйомастхали-лалита каустубха бханумантам

 

Его плечи беспокойны. Он украшен цветочной гирляндой, доходящей Ему до

колен и окружённой жужжащими шмелями. Он носит ожерелье, похожее

на сияющие звёзды. Его грудь, сравнимая с небом, сияет как отражённый

свет солнца в форме камня Каустубха.

179-180

шри ватсалакшана-сулакшитам уннатамсам

-аджану пина паривртта-суджатавахум

авандхуродарам удара габхирнабхим

-бхрнгангана никараманджула ромараджим

 

нанамани-прагхатитангада канкарнормми

-граивейа сарасана-нупура тундавандхам

дивйанга рага парипинджаританга шашти

-мапита вастра паривита нитамвавимвам

 

Он выглядит очень привлекательно, потому что его украшает знак Шриватса на

груди. Его плечи высоки, и Его сильные, прекрасные руки достигают Его

колен. Его живот широкий, и Его пупок глубок. Волосы на Его теле похожи

на линии на шмелях. Золотой шнур с его ручными и ножными браслетами, а

также кольца, ожерелья, пояса инкрустированы драгоценными камнями.

Его тело украшено разноцветными рисунками. Его бёдра покрыты ярко-

жёлтыми одеждами.

181

саруруджану манувртта маноджна джнангхам

-кантонната прапада-ниндита курммакантим

маникйа дарпана ласаннакхараджираджа

-дратнангуличчадана сундара падападмам

 

Его бёдра и колени наиболее привлекательны, и Его талия широка и прекрасна.

Пальцы Его ног приподняты, и их сияние затмевает красоту Курмадевы.

Ногти на Его ногах сияют ярче, чем бриллианты и жемчуг. Его

лотосоподобные стопы украшены предложенными листьями в форме

ногтей, украшенных драгоценными камнями.

182

матсйанкуша арадара кету йававджа ваджра

-самлакшитаруна карангхрита лабхирамам

лаванйа сара самудайа-винирмитанга

-саундарййа нирджджита-манобхава дехакантим

 

Существует множество благоприятных знаков на подошве Его лотосной стопы

и лотосных рук. Эти знаки: рыба, якорь, диск, раковина, флаг, ячмень, лотос и

молния. Из-за этих символов Его красота значительно возрастает. Красота

Его тела, которое есть обитель трансцендентного блаженства, затмевает

красоту Камадева.

183-184

асйаравинда-парипурита венурандхра

-лолоткарангули-самирита дивйарагаих

шашвад дравикрта-викршта самастаджанту

-сантана сантатим ананта сукхамвурашим

 

гобхир мукхамвуджа вилина-вилочанабхир

-удхобхараскхалита-мантхара мандагабхих

дантагра дашта-паришишта-трнанкурабхир

-аламви валади латабхи ратхави витам

 

Шри Кришна – океан безграничного наслаждения. Он играет на Своей флейте,

двигая пальцами по дырочкам. Чарующие мелодии, привлекающие сердца всех живых существ, включая животных и их

потомство, создаются Его флейтой.

 Он окружён коровами, которые медленно передвигаются из-за

тяжести их вымени. Из-за того, что внимание и взгляды коров сосредоточены на

лотосном лице Шри Кришны, трава, которую они жуют, остаётся в их ртах.

185

сапрастравастана-вичушана пурнанишча

-ласйаватакшарита-пхенила дугдха мугдхаих

вену праварттита манохара-мандрагитад

татточча карнайугалаир апи тарнакаишча

 

Новорождённые телята окружают Шри Кришну. Они замерли, поскольку

забыли выпить материнское молоко. Поэтому их рты остаются полными

пены и молока. Это является благоприятным знаком. Эти телята наслаждаются

сладким и чарующим звуком флейты Кришны с безраздельным вниманием.

186

пратйаграшрнга-мрдумастака-сампрахара

-самрамбха валгана-вилола кхураграпатаих

амедураир вахула саснагалаир удагра

-пуччаишча ватсатара-ватсатари никарйаих

 

Подрастающие тёлки и бычки также собираются вокруг Шри Кришны. Их

хвосты приподняты, и их шеи выглядят очень красиво. У них прорезаются

маленькие рожки. Когда они подходят к Кришне, то игриво бодают друг

друга. В результате, они становятся беспокойными и бегают туда и сюда.

187

хамварава кшубхити-дигвалайаир махадбхир

-апйукшабхих пртху-какудбхара бхара-кхиннаих

уттамбита шрутипути-паривитавамша

-дхванамртоддхата-викаши-вишаладхонаих

 

За ними следует множество огромных быков, отягощённых массивными

бёдрами. Они громко мычат во всех направлениях, завидев Шри Кришну.

Поскольку их уши наполнены нектарным звуком флейты Кришны, их

ноздри оттопырены и подняты.

188

гопаих саманагунашила-вайовиласа

-вешаишча мурччита каласвана-венувинаих

мандрочча тарапата-гана параирвилола

-дорваллари лалиталасйа-видханадакшаих

 

Мальчики-пастушки медленно подходят к Шри Кришне всё ближе со всех

сторон. Их одежды, поведение и качества подобны тем, что и у Кришны. Они

играют на своих флейтах и других музыкальных инструментах мягко,

сладко и мелодично. Они поют вместе мелодично с полным вниманием и

танцуют в привлекательном стиле, поместив свои руки на плечи друг друга.

189

джангханта пивара-катира татинибаддха

-вйалола-кинкини гхатаратитаиратадбхих

мугдхаистаракшунакхакалпита-кантхабхушаир

-айвакта манджувачанаих пртхукаих паритам

 

Он окружён маленькими мальчиками-пастушками, которые говорят невнятно,

но сладко. Сладостный звук раздаётся от звона колокольчиков на их поясах.

Все они украшены орнаментами и ожерельями из тигриных когтей.

190

атха сулалита-гопасундаринам

пртху-нививиша-нитамва мантхаранам

гуру кучабхара-бхангуравалагна

-тривали виджрмбхита-ромараджи бхаджам

 

Привлекательные девушки Враджи заняты в служении Ему с полной

сосредоточенностью. Они идут неторопливо из-за пышных бёдер и немного

наклонены вперёд из-за тяжести грудей. Волоски вокруг трёх линий на их

животах усиливают их красоту.

191

тадати мадхура чарувенувадйам

-амртараса-паллавитанга джангхрипанам

мукула висарарамйа-рудхарамод

-гама самаланкрта-гатра валларинам

 

Дерево желаний трансцендентного желания гопи возрастает, когда его поливает

нектарный звук чарующей флейты Кришны. Их тела, подобные лианам,

выглядят очень привлекательно из-за мягких волосков на теле, которые

можно сравнить с нежными почками этих лиан.

192

тадати ручира-мандахасачандра

-тапа париджрмбхута-рага варирашех

таралатара-таранга бхангавипрут

-пракарасама-шрамавинду сантатанам

тадати лалита-мандачилличапа

-чйута нишитекшана-маравана врштайа

далита сакаламармма-вихваланга

-прависрта-духсаха-вепатху вйатханам

 

Сердца юных гопи пронзают острые стрелы в форме взглядов Кришны,

бросаемых из уголков глаз, выпущенные из лука Его прекрасного лица. В

результате гопи практически теряют сознание, неспособные более

поддерживать свои тела.

194

тадати субхага камра-рупашобха

-мртараса панавидхана-лаласабхйам

пранайа салила пуравахининам

-аласавилола-вилочанамбуджабхйам

 

Беспокойные глаза гопи Враджи очень сильно хотят пить нектар красоты

Кришны, который они заботливо хранят как самое желанное среди всего,

чем они обладают. Их глаза наполнены слезами экстатической любви к

Шри Кришне.

195

вистрам сат кавари калапа-вигалат пхулла прасунасраван

мадхви лампата-чанчарика гхатайа самсевитанам мухух

маронмада-мадаскхалан мрду гирамалолаканчйуччваса

ниви вишлатхамана-чина чичайанта вирнитамва твишам

Их заплетеные волосы распускаются. Цветы, которыми украшены их волосы,

падают на землю, и шмели, окружающие эти цветы, надеются насладиться этим

мёдом. Пояса на талии и золотые шнуры вокруг талии гопи развязываются,

показывая красоту их бёдер.

196

скхалита лалита-падамбходжа-мандабхигхата

-кванита-манитула котайа кулашамукханам

чалададхарадаланам кутналат пакшалакши

-двайа сарасиру ханамулласат кундаланам

 

Лотосные стопы гопи украшены браслетами из драгоценных камней. Когда они

гуляют вокруг Вриндавана, танцуя своими стопами, сладкий звук исходит

от звона их колокольчиков. Уши гопи украшены сияющими, как бриллианты,

серьгами.

197-198

драдхиштха швасана-самиранабхитапа

-прамла нибхавада руноштха паллаванам

нанопайана-виласат карамбуджанам

-алибхих сатата нишевитам самантат

 

тасамайаталола-ниланайана-вйакоша ниламбуджа

-страгбхих сампарипуджитакхилатанум нанавинодаспадам

танмугдхананапанкаджа-правигалан мадхви расасвадиним

вибхранам пранахонмадакши-мадхукрнмалам манохариним

 

Нежные, подобные новым листочкам губы гопи выглядят сухими и бледными

из-за горячего дыхания, исходящего из их ноздрей. Гопи собираются вокруг

Кришны с различными подарками в своих лотосных руках. Их

лотосоподобные глаза увеличивают красоту их возлюбленного Господа,

поскольку они причина великого наслаждения для Шри Кришны. Подобные

шмелям, глаза Шри Кришны опьянены экстатической любовью, поскольку

Он постоянно вкушает нектар с привлекательных луноподобных лиц гопи.

Шри Говинда выглядит величественно, когда Он надевает гирлянду из

лотосов в форме глаз всех привлечённых Им гопи.

199

гопа гопи-пашунам вахих

смаред аграт асйа гирванагхатам

виттартхиним виринчи тринайана шатам

анйупурввикам стотра парам

 

За кругом гопи, гопов и коров стоят полубоги, возглавляемые Брахмой, Шивой

и Индрой, желающие материального богатства. Они стоят за Шри Кришной

и возносят Ему избранные молитвы.

200-201

даддакшинато муниникарам

дйдхадхармма ванччамамнайапарам

йогиндранатха прштхе мумукшшуманан

самадхина санакадйан

 

савйе сакантанатха йакшасиддха

-гандхарва видйадхара чаранамшча

сакиннаран апсарасашча мукхйах

камартхино нарттана гитавадхаих

 

Справа от Шри Кришны те мудрецы, которые с верой следуют религиозным

принципам и заняты в изучении Вед. Позади Шри Кришны — знаменитые йоги,

такие как Санака, погружённые в самадхи для достижения освобождения от

материального рабства. Слева от Кришны — Якши, Сиддхи, Гандхарвы,

Видйадхары, Чараны и Киннары вместе со своими жёнами. Эти небесные

существа танцуют, поют и играют на музыкальных инструментах для

удовлетворения Кришны с желанием обрести исполнение своих желаний.

202

шанкхенду кундадхавалам сакалагамаджнам

саудаманитати-писанга джатакалапам

татпадапанкаджа гатамачаланча бхактим

ванччантам уджджхита таранйа самастасангам

 

После этого он должен медитировать на Нараду Муни, сына Брахмы, — как он

стоит на некотором расстоянии от Шри Кришны. Цвет его тела подобен

цвету раковины, луны или цветка кунда.

203

нанавидха шрутигананвита-саптарага

-граматрайи гата-манохара мурччанабхих

сампринайантам удитабхирамум махатйа

санчинтайеннабхаси дхатрсутам муниндрам

 

Нарада Муни имеет при себе струнный инструмент, называемый виной. Он

играет очень мелодично и поэтому всегда наслаждает Шри Кришну.

204-209

(Гаутамйа-тантра)

атха дхйанам правакшйами

сарвва папа-пранашанам

питамвара дхарам кршнам

пундарика нибхекшанам

 

ракта нетрадхарам ракта

пани – пада накхам шубхам

каустубха удбхасито раскам

нанаратна-вибхушитам

 

таддхама виласан мукта

ваддха харопа шобхитам

нана ратна-прабходбхаси

-мукутам дивйатеджасам

 

хара кейура катака

кундалаих паримандитам

шри ватса вакшасам чару

нупурадйа упашобхитам

 

нанаратна вичитраишча

кати сутрангурийакаих

вархипатра-кртапидам

ванйа пушпаир аланкртам

 

кадамва кусумидваддха-

ванамала вибхушитам

сачандра таракананди

вималамвара саннибхам

 

Сейчас я опишу процесс медитации, который уничтожает все греховные

реакции человека. Цвет тела Шри Кришны тёмный, и Он одет в жёлтые

одежды. Его глаза красноватые, подобно розовому цветку лотоса. Его

ладони, лотосные стопы и ногти также красноватые.

Его форма — это олицетворение всего благоприятного. Его грудь светится сиянием, исходящим от жемчужного ожерелья вокруг Его шеи, также как и

от украшений из драгоценных камней, особенно камня Каустубха. Его

корона инкрустирована множеством драгоценных камней, которые также

излучают трансцендентное сияние.

Он украшен ожерельем, браслетами, поясом и серьгами. Знак Шриватса на Его

груди и прекрасные браслеты на Его лотосных стопах усиливают Его

красоту. Он носит украшения из драгоценностей, великолепный пояс и

множество колец. Его голову украшает павлинье перо, и Он украшен

гирляндой из лесных цветов и гирляндой цветов кадамба. В целом Он

выглядит как голубое небо, украшенное полной луной и

множеством звёзд.

210

венум грхитва хастабхйам

мукхе самйоджйа самстхитам

гайантам дивйаганаишча

гоштха мадхйагатам харим

 

Шри Кришна держит Свою флейту Своими двумя руками, и, играя на ней, Он

производит наиболее прекрасные мелодии, зовя коров с пастбищ.

211-216

сваргадива парибхрашта

канйака шатавештитам

сарва лакшана сампаннам

саундарййана абхишобхитам

 

моханам сарва гопинам

сарвасанча гавамапи

лелихйаманам ватсаишча

дхенубхишча самантатах

 

сиддха гандхарв айакшаишча

спсаробхир вигхангамаих

сурасура-манушйаишча

стхавараих паннагаирапи

 

мргаир видйпдхараишчаива

викшйаманам сувисмитах

нарадена васиштхена

вишвамитрена дхимата

 

парашарена вйасена

бхргуна ангираса татха

дакшена шаунакатрибхйам

сиддхена капилена ча

 

шанакадйаир муниндраишча

брахмалока гатарапи

анйаирапи ча самйуктам

кршнам дхйайед ахарнишам

 

Шри Кришна окружён сотней особо прекрасных пастушек, спустившихся с

высших планет. Он полон благоприятных атрибутов, и Его красота очень

чарующа. Он всегда занят в увеличении счастья пастухов и женщин

Враджа. Коровы и телята окружают Его, вылизывая Его трансцендентное

тело.

Сиддхи, Гандхарвы, Йакши, Апсары, птицы, полубоги, демоны, все виды

движущихся и неподвижных существ, Паннаги, хищники и Видйадхары

смотрят на Него с благоговением и почтением.

Наиболее разумные Нарада Муни, Васиштха, Вишвамитра, Парашара,

Вйасадева, Бхргу, Ангира, Дакша, Шаунака, Атри, Капила и все мудрецы,

обитающие на Брахмалоке, также как и бесчисленные другие великие

личности, приходят и окружают Его со всех сторон. Человек должен

медитировать на Шри Кришну таким образом, днём или ночью.

217

(краткое описание этой медитации мы находим в Санат-кумара-калпе)

авйанмилат калайа дйутирахирипу

пиччхолласат кешаджало

гопинетра утсав а арадхита

лалита вапургопаго врнда витах

 

шримад вактрарвинда пратихасита

шашанкртих питаваса

дево’сау венунада кшапита

джанадхртир девакинандано нах

 

О сын Деваки, пожалуйста, защити нас. Цвет тела Шри Кришны чёрный,

подобный полностью распустившемуся цветку кала. Его волосы украшены

пером павлина. Гопи предлагают Ему поклонение своими

лотосоподобными глазами. Он окружён коровами и мальчиками-

пастушками. Его улыбающееся лицо выглядит подобно полной луне. Он

одет в жёлтые одежды. Всем живым существам очень сложно оставаться

спокойными, слыша сладкий звук Его флейты.

218

(поклонение Господу в уме)

После медитации на Господа таким образом, человек должен, в соответствии со

своими склонностями, поклоняться Ему в уме, после предложения Ему

молитв.

219

Ингредиенты для бахйа-пуджи или формального поклонения Господу будут

описаны позже. Эти ингредиенты также используются в манаса-пудже или

при поклонении Господу в уме, в соответствии с настроением человека.

220

(метод вознесения молитвы)

(Нарада-Панчаратра)

свагатам девадевеша

саннидхау бхава кешава

грхана манасим пуджам

йатхартха парибхавитам

 

О Кешава! О Господь повелителей, милостиво проявись в соответствии со

Своей сладкой волей. Я честно подготовил всё для поклонения Тебе.

Пожалуйста, прими мою манаса-пуджу.

221

В соответствии с процедурой, предписанной авторитетной сампрадаей, человек

должен подготовиться к поклонению Шри Кришне в уме с параферналиями

для внешнего поклонения. Сначала он должен поставить раковину в

соответствующем месте.

222

(процесс установления раковины)

Учёный преданный должен держать раковину на 3-х ногой подставке слева от

себя. Он должен повторить астрайа пхат чтобы очистить подставку, ом

адхара шактайе намах, чтобы установить подставку, и астрайа пхат,

чтобы поставить раковину на подставку.

223

После этого он должен поместить в раковину сандаловую пасту, цветы, траву

дурба и неочищенный рис, повторяя хрдайайа намах. Затем он должен

наполнить раковину водой, повторяя мула-мантру вместе с каждой

матрка-варной, заканчивая с ширасе сваха.

224-228

Затем, повторяя мам, человек должен поклоняться Агнидеве, находящемуся в

подставке. Повторяя ом, он должен поклоняться Сурйадеве, находящемуся

в раковине, и повторяя ум, он должен поклоняться Чандрадеве,

находящемуся в воде.

После этого он должен пригласить святые реки, повторяя мантру,

начинающуюся с ганге ча йамуне. Преданный должен показать анкуша-

мудру, приглашая святые реки от солнца в воду. Затем он должен

пригласить Шри Говинду проявиться из лотосоподобного сердца,

показывая галини-мудру и повторяя шикхайаи вашат.

После этого он должен посмотреть в воду, повторяя нетрабхйа ваушат и затем

закрыть воду двумя руками, повторяя кавачайа хум. Затем он должен

совершить нйасу над водой, повторяя мула-мантру.

Затем очищением всех направлений, он должен трансформировать воду в нектар, повторяя астра-мантру и показывая дхену-мудру. Затем он должен

примешать сандаловую пасту к воде и повторить амрта-биджа мантру 12

раз, следуемой за снова повторяемой мантрой сома мандалайа шодаша

калатмане намах.

После этого он должен защитить воду, показывая чакра-мудру и закрывая её

матсйа-мудрой. В конце он должен взять раковину, коснуться воды пучком

травы куша и повторить мула-мантру 8 раз над водой.

229

Человек должен сохранить в отдельном сосуде воду для мытья своих рук,

которую также используют для сбрызгивания ингредиентов для поклонения

и своёго тела 3 раза.

230-231

Человек должен показать мудру, соединив мизинцы и большие пальцы обеих

рук вместе, скомбинировав также другие пальцы обеих рук, и согнув их

немного таким образом, чтобы кончики пальцев обеих рук соединились. Он

должен показать эту мудру над раковиной. Затем он должен сбросить

оставшуюся воду из раковины, наполнить её свежей водой и поставить

перед Шри Хари. Преданные следуют этой процедуре.

232

(процесс поклонения месту Господа, проявляющемся в теле человека)

После этого он должен поклоняться своему духовному учителю, как

находящемуся в его голове, и Ганеше, как находящемуся в муладхара-

чакре. Человек должен поклоняться различным личностям в различных

частях своего тела водой, сандаловой пастой, благовониями и другими

предметами.

233

(Выполение нйасы на теле Верховного Господа)

Затем, повторяя биджа-мантру, клим, он должен погрузиться в бриллиантное

сияние муладхара-чакры и межбровья.

234

После такой медитации он должен совершить Панчанга-нйасу с этой мантрой,

считая, что его поклоняемый Господь находится в сиянии в Его личной

форме. Он должен затем совершить Панчанга-нйасу 18-ти сложной мантры

на своём теле, зная, что Шри Кришна и Его мантра неотличны.

235

Доказательством того, что Господь Кришна и Его святые имена, или мантры,

неотличны, является то, что Вайшнавы совершают нйасу форме Верховного

Господа, проявившегося в их сердцах, благодаря их медитации на Его

мантру.

236

Некоторые преданные совершают нйасу на украшениях Верховного Господа,

приглашая материальные элементы, повторяя мантры, начинающиеся с

гласных и содержащие слова, типа хамса.

237

(процесс внутреннего поклонения с внешними параферналиями)

После завершения медитации на то, как Шри Кришна Сам находится на алтаре

его сердца, преданный должен поклоняться Ему в сответствии с правилами

и предписаниями, предлагая Ему асану, приветствие, падйу, аргхйу,

ачаманйу, снанйу, вастру, пунарачаманйу, украшения, воду, сандаловую

пасту и цветы.

238

Человек должен затем поклоняться флейте, которую Господь помещает у

Своего рта, цветочной гирлянде на Его груди, знаку Шриватса, который

выше Его правого соска, и камню Каустубха выше Его левого соска.

239

Вайшнав должен затем использовать сандаловый порошок, смешанный с водой

для трансцендентного тела Господа, и затем украсить всё Его тело тилакой,

используя свой безымянный палец.

240

В соответствии с предписанным методом, преданный должен затем взять

пригоршню 5-ти видов цветов, также как и немного зелёных и черноватых

листьев туласи и предложить их лотосным стопам Господа, повторяя мула-

мантру. Он должен также предложить горсть белых и красных цветов

Груди Господа, немного белых и красных цветов Его голове, немного

листьев туласи должны быть помещены на Его голову, и в конце цветы и

листья туласи должны быть предложены всему Его телу. Он должен затем

предложить Господу благовоние, лампу гхи, пищу и освежители рта, такие

как орехи бетеля.