Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: История вайшнавских сампрадай

[стр. 72]

И Чайтанья Махапрабху стал ему говорить: «Не бойся ничего, иди и проповедуй. Неужели ты забыл, для чего Я послал тебя сюда, в этот мир? Я послал тебя сюда, в этот мир, для того, чтобы ты начал движение, которое разольется по всему миру. И Я всегда буду рядом с тобой. И мы все будем помогать тебе. Когда тебе что-то нужно будет, у тебя не будет ни в чем недостатка. Ты не будешь знать никакого недостатка. Если тебе нужны будут деньги, деньги будут приходить к тебе. Если нужны последователи, последователи будут приходить». И воодушевлённый этим напутствием, на следующий день Бхактисиддханта Сарасвати уехал в Калькутту, через три дня зарегистрировал миссию, и через год у него было уже 500 последователей. А ещё через несколько лет были открыты 64 храма по всей Индии. Были открыты храмы в Бирме, были открыты храмы в Лондоне, было открыто отделение Гаудийа-матха в Германии. В Германии у него было несколько учеников, один из них получил санньясу после ухода Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Так или иначе, это была славная миссия, которую начал Бхактисиддханта Сарасвати тхакур. Однако, он был настоящим революционером. Мы видели, как он отверг дикшу, как он пренебрегал дикшей как таковой, как он пренебрегал этим очень важным аспектом нашей сампрадаи.

По сути дела, он хотел, чтобы организация начала действовать. Он сам говорил, что организованная религия имеет очень много проблем, но, тем не менее, он хотел, чтобы его миссию продолжала коллективная организация, которую он основал. Он не хотел поставить после себя одного ачарию, который бы стал руководить всем Гаудийа-матхом, он не оставил наследника, и тем самым он полностью нарушил традицию. Мы видели, как в Мадхва-сампрадае каждый ачария оставлял после себя наследника. Он сажал его на вьясасану в матхе и говорил: «Теперь ты будешь моим наследником, моим преемником». Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур не сделал ничего такого. Вместо этого он сказал: «Коллективно руководите этим обществом, вместе проповедуйте и вместе продолжайте то, что я начал. Идите, как я сказал. Вместе продолжайте проповедь». И он же сказал: «Организуйте Джи Би Си». Джи Би Си, Governing Body Committion - это изобретение Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Кто знает, откуда происходит это слово Джи Би Си? Это буквально означает руководящий орган. В Индии есть замечательная организация: Управление железных дорог Индии, и руководит этим управлением Governing Body Committion - Джи Би Си. И Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур взял это из железных дорог. Кто-то может сказать: «Фи, как пошло...» Но в этом тоже есть глубокий смысл. Он является первопроходцем. И мы являемся в каком-то смысле тоже первопроходцами. Нет ничего удивительного в том, что иногда нам приходится ошибаться и находить, нащупывать верный путь методом проб и ошибок. Мы делаем что-то, чего никогда не было. В индийской духовной традиции никогда не было организованной религиозности или организованной религии, которую начал Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур.

Как по-вашему, почему в традиционном религиозном индийском обществе не было аналогов, скажем, Римской Католической Церкви? - Касты. - Близко. Что представляло собой традиционное индийское общество? Касты - это близко, близкий ответ. На самом деле, духовность и организованность была заложена в самом обществе. Само общество, общество варнашрамы исполняло роль этого института или организации, и поэтому на фоне этого общества, в пределах этого общества не нужно было никакой дополнительной организованности. Сам по себе институт варнашрамы исполнял эту функцию. Он исполнял функцию преемственности, он исполнял функцию соблюдения каких-то принципов, традиции, всё это было заложено в институте варнашрамы. И поэтому всякий раз, когда речь заходит о религии как таковой, Шрила Прабхупада говорит: «Как называется наша религия? - Санатана-дхарма или варнашрама-дхарма». Он ставит знак равенства между двумя этими вещами: варнашрама-дхарма и санатана-дхарма. Иначе говоря, всё общество целиком было организовано по принципу религиозной системы. Все люди занимали там не просто какое-то социальное положение, но положение в духовной иерархии. Это было духовное общество, ставящее перед собой духовные цели. Но, к сожалению, сейчас эта ситуация поменялась. И Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур понимал, что для того, чтобы миссия продолжалась, для того, чтобы миссия шла дальше, нужны новые формы. И в качестве этих новых форм он предложил, в том числе, коллективный орган управления. Однако, произошло то, чего не должно было произойти. Вы все, наверное, наслышаны об этом, но я расскажу несколько душераздирающих деталей, связанных с историей Гаудийа-матха. На самом деле, это не самая приятная тема для разговоров, но нам нужно знать, чтобы извлечь уроки из этого. И Шрила Прабхупада довольно много пишет об этом в комментариях к «Чай-танья-чаритамрите». Это определённый урок, и, если мы будем подходить к этому правильно, без какого-то сарказма, но с пониманием того, что случилось, то мы сможем избежать многих ошибок. Это очень интересная и драматическая история.

Далее: