Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Кто такой Ганеша?

Упанишад ог лягушки. [4]

   Также в «Мандукйа-упанишад» обсуждается цель творения. Выдвигаются три возможных цели:

  1. Бхога - ради наслаждения объектами творения.
  2. Крйда - ради игры или приятного времяпрепровождения.
  3. Сва-бхава - такова природа Бога, Он - изначальный Творец. Совершая творение, Он не преследует никакой выгоды, ибо Он полон и удовлетворён в Себе Самом.

    Из этих трёх причин творения, третья признается главной, ибо она наиболее исчерпывающая.

Турййа - четвёртая форма Бога

    Существует четвёртая форма Бога по имени Турййа. Это Господь, стоящий выше всех материальных концепций. Он не проявлен ни во внешнем сознании, ни в сновидениях, ни в глубоком сне. Его невозможно ни описать словами, ни понять с помощью ума. Он стоит над двойственностью мира. Он всеблагой. Он освобождает душу из материального рабства. Он истинный объект познания. Он полон божественных качеств. Его природа - чистое знание и блаженство.

   ПРИМЕЧАНИЕ: Господь Турййа управляет четвёртой формой сознания, которая не доступна для обычных обусловленных душ, прочно связанных цепями кармы. Турййа означает четвёртая, трансцендентная форма сознания. Это чисто духовное сознание, не подверженное влиянию трёх гуп природы. Это -совершенное сознание душ, достигших освобождения из цикла повторяющихся рождений и смертей.

Материальные причина и следствие

   Философия Веданты рассматривает феномен материального бытия на основе анализа его причины и следствия. Изначальной причиной материального бытия является авидйа - невежество, покрывающее чистую нематериальную душу. На самом деле, душа не имеет ничего общего с материальными формами и именами, с которыми она отождествляет себя в этом мире. Истинная природа души - вечная духовная искра. Совершенство её бытия - это служение Богу с любовью и преданностью в нетленном духовном мире.

   Первол/шчи/ш - авидйа или невежество - порождает следствие, проявляющееся в форме отождествления души с телом и окружающими тело предметами. Так зарождаются иллюзорные материальные концепции, такие как «я и моё», «хорошое и плохое», «желанное и неприятное».

   Если провести анализ, можно увидеть, что Господь в своих формах Вшйва и Таиджаса повелевает как причиной, так и следствием материального мира. Управляемые ими пробуждённое сознание и сон со сновидениями подразумевают наличие невежества и основанной на невежестве деятельности либо на физическом уровне, либо на уровне ума.

    Господь в форме Праджна связан только с причиной, то есть с невежеством, которое сохраняясь в зачаточной форме, покрывает душу погружённую в глубокий сон, в то время как при таком сне материальная деятельность души полностью останавливается.

    Однако Господь Турййа никак не связан с материальным творением. Эта форма Господа повелевает нетленным духовным миром, в котором обитают совершенные души, освобождённые из материального рабства.

Причина обретения Ганешей слоновьей головы и его место в мироздании

    Шрй Ганеша является великим преданным Господа. Говорится, что он очень сосредоточенно медитировал на центральный лик экспансий Вшива и Таиджаса.

    В Шрути-шастрах говорится:

там йатха йатха упасате тад эва бхавати

    «На какую форму Господа человек совершает медитацию (упасану), такой или схожий облик он обретает».

    Исходя из этого, Ганеша обрёл голову слона благодаря медитации на центральный (слоновий) лик Господа Вишвы и Таиджасы. Также благодаря своей преданности этим формам Бога Г анеша обрёл могущество для достижения успеха в любых начинания в управляемой Ими сфере проявленного мироздания. Это подтверждается в «Брахма-самхите» (5.50):

    «Я почтительно склоняюсь перед изначальным Господом Говиндой (Верховным Господом Кришной, Повелителем чувств всех живых существ)! Ганеша предлагает поклоны мягким, как молодая листва, стопам Господа и с почтением помещает лотосные стопы Господа на лобовые выступы своей слоновьей головы. Так силою своей преданности Господу Ганеша обретает могущество для устранения препятствий в трёх сферах космического мироздания».