Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Мадхвачарья - учитель мира

[83 стр.]

Суть аскетического подвига, целибата и следования религиозным принципам заключается в обретении конечного плода - духовного совершенства Самым прямым и эффективным методом для этого является преданное служение Верховному Господу Об этом ясно говорится в предписаниях Риг-видхана (3 150, 233) арчанам самправакишами вишнор амита-теджасах йат-кртва мунайах сарве брахма-нирванам апнуйух Господь Вишну обладает неизмеримым сиянием - теджасом Поклоняясь Ему, все великие мудрецы прошлого достигли высшей стадии освобождения брахма-нирваны, вечного царства Господа птпрешу пуитешу пхалешу тойеи/в акрита-лабдхешу садваива сатсу бхактй-жа-лабхйе пуруше пурине мукгтши ким аргпхам крийате на шгпнах Для поклонения Верховному Господу достаточно самых простых вещей, таких как листья, цветы, плоды или даже просто чистая вода Святой человек может найти эти незамысловатые ингредиенты где угодно без особого труда Почему же не попытаться достичь совершенства с помощью несложного метода чистого преданного

служения Господу91. Ведь лишь через этот метод можно обрести вечную жизнь в обители Господа. Вопрос второй.

1 Тогда Баргава из Видарбхи спросил Пиппаладу.

Почтенный мудрец, пожалуйста, расскажите, сколько полубогов непосредственно участвуют в поддержании сотворенных живых существ? Кто из них отвечает за то, чтобы мир был доступен чувственному восприятию обусловленных душ? Кто из этих полубогов занимает главенствующее положение7.

ПРИМЕЧАНИЕ В обсуждении первого вопроса речь шла о сотворении.

живых существ Сейчас же будет рассказано об их поддержании и о методе.

обретения ими знания.

2 Пиппалада ответил: Божество эфира (акаша), а так же божества элементов воздуха, огня, воды и земли поддерживают бытие воплощенных душ Полубоги, управляющие чувствами восприятия (глаза, уши, осязание, обоняние, язык и ум), являют обусловленным душам объекты окружающего мира.

Однажды все эти управляющие полубоги собрались вместе и решили так. Каждый из нас будет занимать свое место в этом вселенском теле, и так, совместно выполняя свои индивидуальные функции, мы будем поддерживать жизнь в нем! . ПРИМЕЧАНИЕ В действительности каждый из полубогов думал, что он самый важный и что своим присутствием он сможет поддержать жизнь в теле и деятельность чувств. Тело названо в этом стихе словом - бана (стрела) Как стрела предназначена для попадания в цель, так тело позволяет обусловленной душе достичь своих целей, как материальных, так и духовных.

3. Тогда лучший из богов, Мукхья-прана сказал им: Прошу вас, не впадайте в иллюзию, не думайте, что вы способны действовать независимо! Вам следует знать, что жизнь в телах поддерживается мной. Для этого я делю себя на пять воздушных потоков, циркулирующих внутри тела. Так обеспечиваются все функции жизнедеятельности тела.

4. Полубоги не поверили Мукхья-пране Тогда он, продолжая поддерживать тело вселенной, на мгновение словно покинул его (отстранился от его подержания) Тогда все другие божества жизнедеятельности вынуждены были покинуть свои места во вселенском теле и последовать за Мукхья-праной Когда же Мукхья-прана снова вошел в тело, остальные полубоги тоже смогли в него вернуться.

ПРИМЕЧАНИЕ Здесь показано, как Мукхья-прана помог другим полубогам освободиться от ложной гордости Эта история убедительно иллюстрирует тот факт, что именно Мукхья-прана, по воле Верховного Господа, выполняет главную роль в поддержании сотворенных живых существ Все остальные управляющие вселенной полубоги способны действовать, лишь при поддержке могучего Мукхья-праны Так Мукхья-прана создает условия обусловленной душе для обретения знания об окружающем мире.

4 1 тад йатха мадху-макшика мадхукара-раджанам уткрамантам сарва эвоткраманте тасмитй ча пратиштхамане сарва эва пратиштханте.

эвам ван-манаьй чакшух Жротрам чети те притих пранам стуванти Как пчелы всегда следуют за пчелиной маткой, если она покидает улей и перелетает на новое место, так все божества, управляющие в теле человека речью, умом, слухом и другими чувствами, неизменно следуют за Мукхья-праной, если он покидает тело живого существа, или если он вновь входит в него.

Осознав возвышенное положение Мукья-праны, вдохновленные полубоги прославили его следующими словами.

5 Мукья-прана входит в полубогов и дарует им могущество, поэтому он - бог огня Агни и бог солнца Сурья. Он - царь небес Индра, повелевающий дождями Среди богов ветра он - главный. Пребывая в Земле, он поддерживает все сущее Он божественный супруг богини речи Райи, он источник всех грубых и тонких проявлений мира Он ведет душу к бессмертию по пути освобождения!. ПРИМЕЧАНИЕ Начиная с этого и вплоть до тринадцатого стиха, полубоги возносят Мукхья-пране молитву, прославляя его в стиле ведических гимнов Это прославление включает в себя девять мантр Полубоги в конце концов осознают, что они способны прославить Мукхья-прану тоже лишь по его милости.

Джаятиртха Свами в комментарии к этому стиху объяснил, что, входя в перечисленных полубогов, Мукхья-прана, таким образом, косвенно принимает их имена и наделяет каждого из них необходимыми для творения качествами В то же время, стоя особняком от перечисленных здесь полубогов, Мукхья-прана поддерживает всех их.

6. ара ива ратха-набхау пране сарвам пратиштхитам рчо йаджумши самани йаджнах кшатрам ча брахма ча Так же, как все спицы колеса крепятся к его ступице, все

управляющие полубоги находят поддержку и опору в Мукхья-пране. Так же точно и Риг-, Яджур- и Сама- Веды, жертвоприношения, кшатрии и брахманы - все находят прибежище в Мукхья-пране. ПРИМЕЧАНИЕ Из этой мантры видно, что Мукхья-прана является основой всех форм и имен этого мира Все имена изначально берут начало в вечных гимнах Вед, несомых Мукхья-праной.

Мукхья-прана играет главную роль в жертвоприношениях - ягьях, заключающих в себе все другие виды деятельности, а брахманы и кшатрии - это те представители общества, кто совершает большую часть жертвоприношений.

7 праджа-пати\й чараси гарбхе твам эва пратиджайасе тубхйам прана праджасв ими йот пранаих прати-тиштхаси О Мукхья-прана, ты повелитель прародителей, таких как Дакша. Ты сам входишь в зародыш и обеспечиваешь его рождение. Все рожденные существа находятся в твоей власти Вместе с полубогами, которые управляют чувствами, ты пребываешь во всех телах и обеспечиваешь их жизнедеятельность!.

8. В облике жертвенного огня ты переносишь священные подношения, предложенные Богу с восклицанием сваха (предложенные мудрецами, идущими по Светлому пути.) Ты также доносишь подношения праведным предкам, предложенные с возгласом свадха мудрецами идущими по Темному пути. Ты - основа священного уклада преданных истине мудрецов, таких как Атхарва и Ангира.

9. О Мукхья-прана, твое сияние проявлено в царе небес Индре Ты могучий божественный защитник Рудра (Господь Шива). Ты царь всех светил Солнце, движущееся по небосводу.

10-11. Когда ты проливаешь дожди, все сотворенные существа ликуют, понимая, что у них будет вдоволь пищи Ты - верный обетам мудрец Эка-риши (воплощение бога огня), явивший миру Атхарва-веду. Разрушение всего мира находится в твоей власти. Ты повелитель праведных душ. О отец, Матаришва, мы подносим тебе освященную пищу и дары признательности!.

12. О Мукхя-прана, поддерживая мироздание, ты проявляешься в форме своих отдельных экспансий, пребывая в наших умах, речи, слухе, зрении. Пожалуйста, оказывай на нас всеблагое влияние и не покидай наши тела1.

13. Все, что есть в царстве небожителей, находится во власти Мукхья-праны! О Господин, пожалуйста, защищай нас, как мать защищает собственных детей, даруй нам благоденствие и мудрость.

ПРИМЕЧАНИЕ Из этого стиха видно, что Мукхья-прана поддерживает не только индивидуальные тела, но и тело вселенной Такова его особая слава Именем Шри в стихе названа супруга Ваю - Бхарати, мать ведического знания Она неразлучна с ним, и потому Мукхья-прану и Бхарати прославляют здесь одновременно. Вопрос третий.

Далее: