Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Мадхвачарья - учитель мира

[85 стр.]

ПРИМЕЧАНИЕ Душа оставляет мертвое тело под действием потока у даны Сознание души читтпа в момент смерти определяет ее следующее рождение Мукхья-прана с подчиненными ему пятью воздушными потоками жизнедеятельности переходит с душой в ее новое тело. В действительности Мукхья-прана принимает решение - санкалпу, каким будет следующее рождение души Затем он переносит душу с помощью уданы Между читпгой души и спнкалпой Мукхья-праны не возникает противоречия, поскольку Мукхья-прана является управляющим божеством сознания души, читты и поэтому всегда направляет читту в нужное русло, по заслугам и по характеру души. 12. Те, кто познали тайну рождения, кто знают каким образом жизненная энергия, управляемая Мукхья-праной, проявляется в теле по воле Всевышнего и как она задействована в пяти различных функциях, те, кто знают проявления Праны как внутри тела воплощенной души, так иво вселенском теле - те мудрые люди обретают бессмертие через зрелое трансцендентное знание. Вопрос четвертый.

1. О почтенный мудрец, пожалуйста, скажите, какие полубоги, управляющие жизнедеятельностью в теле, во время сна человека спят и какие продолжают бодрствовать7 Чувства человека не действуют во время сна, кто же из управляющих чувствами полубогов показывает сновидения спящему? Кто испытывает счастье во время глубокого сна7 В ком всё (чувства, их функции и прочие составляющие бытия человека) покоится во время глубокого сна?.

2. Пиппалада ответил О Гаргья, слушай же мое объяснение. Лучи солнца во время захода, словно вбираются в солнечный диск и уже не освещают мир, но во время восхода они вновь распространяются повсюду в пространстве. Подобным же образом, во время сна со сновидениями все полубоги, повелевающие чувствами человека, соединяются с умом, в котором проявлен в то время Верховный Господь (Во время же глубокого сна, все они собираются в сердце, где Господь проявлен в форме другой Своей экспансии.).

Во время сна со сновидениями человек не слышит, не видит, не чувствует запахов, не ощущает вкусов, не осязает, не говорит, не берет вещи и не наслаждается ими, не опорожняется и никуда не ходит. Поэтому о нем говорят, что он спит. ПРИМЕЧАНИЕ Вамана Пандит комментирует здесь, что в действительности лучи солнца вбираются в солнечный диск после захода только с точки зрения поверхностного наблюдателя с ограниченным видением, потому что солнце продолжает двигаться и освещать другие части земного шара даже после его захода в месте, где находится наблюдатель То есть, солнце и его лучи ни при каких обстоятельствах не сливаются воедино. Иное, чем это понимание будет неверным, как с точки зрения науки, так и с точки зрения здравого смысла Подобно этому, можно лишь образно утверждать, что полубоги чувств во время сна человека сливаются с божеством ума В действительности чувства и их управляющие божества просто покоятся вблизи ума и перестают выполнять все виды деятельности, связанной с внешним миром. В завершающей части этого стиха говорится о видах внешней деятельности, которые приостанавливаются во время сна человека Спящий человек перестает взаимодействовать с внешним миром через познающие чувства и через органы физической деятельности, однако его ум, разум и ложное эго продолжают

функционировать, и человек видит возникающие в его уме образы, подобные внешним объектам мира.

В комментарии к стиху Мадхвачарья добавляет, что во время глубокого сна сушупти сновидения полностью отсутствуют Тогда перестают функционировать даже ум, разум и ложное эго живого существа, что поясняется на санскрите следующими словами на мануте, на буддхйате, на аханкароти.

3-4. Но во время сна в теле продолжают дышать жертвенные огни -воздушные потоки жизнедеятельности. В них непрерывно идет процесс дыхания, который сам по себе является жертвоприношением Господу. Апана является огнем по имени Гархапатья, Бьяна является огнем Дак-шинагни, Ирана является жертвенным огнем Ахавания. Воздушный поток Самана (равновесие) так назван потому, что он обеспечивает размеренное чередование вдохов и выдохов, которые подобны двум регулярным подношениям в вышеуказанные жертвенные огни. Поэтому Саману называют жрецом Адхварью Ум (манас) или душа, пребывающая в уме, является Яджаманом-хозяином (заказчиком) этого жертвоприношения У дана является жрецом Удгатой, который представляет Яджа-ману (душе) плод совершаемого жертвоприношения. Плодом же является то, что удана каждую ночь во время глубокого сна ведет душу (джшу} через спинно-мозговой канал Сушумну на венчик лотоса сердца, где проявлен Высший Брахман, т.е. Верховный Господь.

ПРИМЕЧАНИЕ Во время ведических жертвоприношений разные виды огня могут быть призваны с помощью мантр - гимнов В этом стихе объясняется, что три основных жертвенных огня (Гархапатья, Дакшинагни и Ахавания) проявлены в воздушных потоках в теле человека и что процесс дыхания сам по себе в действительности является жертвоприношением Господу, совершаемым Мукхья-праиой ради блага души пребывающей в каждом конкретном теле.

В тексте хозяином жертвоприношения назван ум - манас Однако ум не существует независимо, он является лишь инструментом души, и поэтому здесь имеется в виду, что хозяином этой ягьи дыхания является душа джива В результате дыхания-жертвоприношения, совершаемого Мукхья-праной, душа получает благо соприкосновения с Богом в сердце во время глубокого сна Она испытывает счастье духовного характера, свободное от всех видов отождествлений с материей Так душа полностью отдыхает от всех треволнений, связанных с материальной жизнью В каком бы хорошем положении ни находился в этом мире человек, он всегда нуждается. в сне для отдыха Это показывает, что для вечной души пребывание во временных материальных оболочках тела и ума в любом случае является стрессом, поэтому она не может чувствовать себя счастливой без сна В связи с этой темой Мадхвачарья прославил трансцендентные качества Господа в Двадаша-стотре (4 2) таким образом.

Господь Хари является верховным и независимым Он всегда наделен полнотой счастья и вовсе не нуждается в сне для отдыха (Этим Он разительно отличается от вечно-зависимых обусловленных душ длсив ) Священные писания прославляют Его как само олицетворение блаженства Огонь Гархапатья в жертвоприношении разжигается первым в глубине жертвенной кунды Его название происходит от слова гриха-шти -хозяин дома Это слово дает весьма точное объяснение значимости воздушного потока апаны в теле Апана соединен с самым первым энергетическим центром в теле человека, который расположен в копчике Этот центр называется адхара-чакра или муладхара-чакра, вся жизненная энергия человека берет начало из него и движется вверх к верхним центрам жизнедеятельности (чакрам) В Ведах говорится агнина агних самидгште ~ от одного огня загораются другие огни Поэтому от огня Гархапатья зажигаются огни Дакпшнагни и Ахавания.

Далее: