Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Мадхвачарья - учитель мира

[87 стр.]

В своем комментарии Джаятиртха Свами подробно разъясняет различные тонкие функции сознания человека, которые полезны для более полного понимания обсуждаемого предмета, вот они.

1) манас - ум, им управляет бог луны Сома.

татра самкалпа-викалпатмакам манах - Ум выполняет две функции: самкалпу и викалпу.

кроми на каромити самкалпа-викалпау - Салашта означает это я хочу делать, викалпа означает это я не хочу делать.

2) буддхи ~ разум, им управляет богиня Ума, супруга Шивы ни&чайаттмика буддхих Разум проявляется в принятии твердых решений.

3) аханкара ~~ ложное эго, им управляет Шива.

Ложное эго - это разум, утвердившийся в ложных отождествлениях с материальным В конечном счете, он проявляется в форме иллюзии собственной независимости от верховной воли Бога.

4) читта - сознание или оболочка памяти (банк памяти), его еще называют термином вигъяна-таттва Им управляет Мукхья-прана в каждом индивидуальном теле Брахма управляет читтой на уровне вселенского сознания - махат-таттвы Когда сознание человека расширяется, он становится способным подключаться к вселенскому банку памяти, в котором есть информация обо всем мироздании.

астхира-смаранам читта - читта есть материальное сознание, которое характеризуется неустойчивостью памяти (о природе души).

5) четана - прозорливость сознания.

Четана есть внедрение сознания в материальные объекты, вследствие которого мир воспринимается как полный разнообразия Четана сравнивается с огнем теджасом, проливающим свет на многие объекты зрения баху-смарана-Жактис ту четана ити абхидхшате - четана есть способность помнить о многом джанмантаради-смаранам

эва ча видйотанам нама Четана также называется словом - видйотана, указывающим на то, что четана способна высвечивать в памяти даже события, произошедшие в прошлой жизни человека или в другой реальности бытия.

9. В высшем смысле, именно Верховный Господь Вишну созерцает все объекты мира. Он касается и слышит. Он вдыхает ароматы, ощущает вкусы, думает, размышляет и действует. Его называют именем вигьяна-атма, потому что в Его духовном теле всегда во всей полноте проявлены атрибуты высшего знания и блаженства (вишишта-джнан-анананда-дехо вишнух).

ПРИМЕЧАНИЕ В этом стихе Пиппалада делает глубокий вывод Поскольку все процессы жизнедеятельности человека функционируют только с позволения Господа, божественное присутствие Господа можно проследить во всем Это и есть полнота духовного знания.

10. Нетленный Господь всегда светел и не затронут тьмой невежества.

Он не покрыт ни тонким телом (линга-шарира) ни грубым (стхула-шарира} О благонравный Гаргья, тот, кто знает Господа, знает все. Он достигает успеха во всех начинаниях! Об этом говорится в следующем стихе.

11. Верховный Господь исполнен знания и блаженства. На Нем покоится всё: воздушные потоки тела, чувства, пять элементов материи и все управляющие полубоги. Тот, кто познал этого нетленного Господа, тот знает все, он достигает полноты совершенства, он достигает Господа! ПРИМЕЧАНИЕ В ответе на следующий вопрос Упаншпад обсуждается практика медитации в свете учения Вед, которая позволяет достигнуть Господа.

1 Сатьякама, сын Шиби, спросил Пиппаладу: О почтенный, если в. момент смерти человек медитирует, повторяя священный слог ом, то в. какой мир он попадет после смерти?.

2. Пиппалада ответил Ом имеет два основных значения, он указывает на парам-брахман - Верховного Господа и на апара-брахман - Господа Брахму. Поэтому медитирующий мудрец может вознестись в обитель одного из Них. ПРИМЕЧАНИЕ Темой пятого вопроса является упасана (гамана-садхана) - духовная практика, необходимая для достижения Господа В качестве такой практики здесь обсуждается классический метод - повторение священного слога ом Это древнейшая практика медитации на Всевышнего Она требует от медитирующего высокой предварительной духовной квалификации Для большинства людей нашего времени вникнуть в глубинный смысл данной практики будет нелегко Поэтому в этот век Кали-югу предписан другой, более простой, но не менее действенный метод, который не требует от совершающего его человека предварительной подготовки Это повторение святых имен Господа Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе Господь Шри Чайтанья, принесший этот метод, сказал, что каждый искренний человек может повторять эти шестнадцать имен Господа и так достигнуть высшего духовного совершенства - чистой бескорыстной любви к Богу.

Повторяя ом можно достичь Верховного Господа, обозначенного в Ведах словом брахма Здесь можно привести такое сравнение имя Ганга указывает не только на саму священную реку, но и на ее берега Подобным образом, слово бракма указывает еще и на полубога Брахму, который является уполномоченным представителем Господа во вселенной Поэтому, повторяя ом, человек способен вознестись на высшую планету во вселенной - Брахма-локу В действительности через повторение ом поклоняющийся по собственному выбору может достичь любой небесной обители В данном стихе подразумевается, что Господь является властелином как Светлого пути ведущего в духовный мир, так и Темного пути, ведущего в райскую обитель, на Луну.

3. Если медитирующий повторяет ом-кару с осознанием смысла лишь одной первой его буквы - А, то, несомый божествами гимнов Риг-веды, он скоро вновь рождается на этой Земле. Получив человеческое тело, он будет с верой совершать аскетический подвиг и практиковать целибат Он будет поклоняться Господу, проявленному в доступных зрению формах, например в божествах, установленных в храме. Так он вырастет духовно и познает великую славу духовной жизни. ПРИМЕЧАНИЕ Священный слог - ом, состоящий из трех букв - А, У, М, имеет множество значений, которые раскрывают многообразные аспекты славы Верховного Господа Хари В обобщенном смысле все ведическое знание является расширенным объяснением смысла, изначально заложенного в слоге ом.

В контексте данного повествования следует упомянуть Айтарейя-упани-шад, которая проливает свет на значение трех букв слога ом Буква А связана с первой сферой мироздания - б\у-яокой (Землей) и с гимнами Рит-веды, которые начинаются с буквы А Эта буква также обозначает первую из трех фаз сознания

человека - бодрствование, в котором человек способен познавать объекты мира посредством внешних чувств Если медитирующий йог осознал смысл только одного звука А, он рождается на Земле и поклоняется здесь Богу посредством внешних органов чувств Об этом говорится в тексте данного стиха.

Звук У связан со средней сферой мироздания, которую называют антарикша или бхувар-лока Звук У признают семенем Яджур-веды, гимны которой заканчиваются на У Буква У обозначает вторую фазу сознания человека - сон со сновидениями Человек видит сны в собственном уме, поэтому звук У связан с умом и с управляющей умом райской.

планетой Луной В следующем стихе говорится, что тот, кто познал значение двух букв (А+У=О) слога ом, тот поклоняется Господу, как с помощью внешних чувств, так и с помощью медитации в уме Он способен вознестись в райскую обитель, на Луну, и насладиться великолепием этого творения Господа Однако форма Господа в уме является лишь отраженной формой, а потому йогу придется вновь спуститься на Землю, чтобы полностью познать Бога и достичь освобождения через духовную практику Звук М связан с высшими планетарными системами - сварга-локой, с Солнцем и с гимнами Сама-веды Он обозначает третью фазу сознания живого существа - глубокий сон Во время глубокого сна душа входит в прямое соприкосновение с Господом, пребывающим в сердце как Параматма Кто осознал значение звука М в слоге ом, тот обретает способность поклоняется Господу в сердце.

Далее: