Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Мадхвачарья - учитель мира

[88 стр.]

Слог ом в целом обозначает Верховного Господа, повелевающего всем мирозданием и описанного во всех гимнах Вед Господа можно познать, только поднявшись на четвертую (трансцендентную) стадию сознания Такое сознание пробуждается у души в момент обретения освобождения из круговорота рождений и смертей. 4. Если же медитирующий повторяет ом-кару с осознанием смысла двух его букв (А+У=О), то, несомый божествами гимнов Яджур-веды, он возносится в райскую обитель, на планету Луну Там он наслаждается плодами своего благочестия, а затем вновь возвращается на Землю.

ПРИМЕЧАНИЕ Когда две первые буквы А и У, составляющие слог ом, сливаются воедино, из этой комбинации образуется удлиненный звук О, на санскрите такой звук называется дви-матра.

5-6. Если же медитирующий способен повторять ом-кару с полным осознанием смысла всех трех его звуков, то тогда он достигает солнца, в огне которого сгорают все его грехи. Как змея сбрасывает старую изношенную шкуру, так йог, пройдя через лучезарное солнце, освобождается от цепей кармы Несомый божествами гимнов Сама-веды, он достигает брахма-локи, обители Господа Брахмы Получив духовное знание напрямую от Господа Брахмы, самой возвышенной среди всех душ, совершенный йог видит Верховного Господа, который вечно пребывает в сердце каждого. ПРИМЕЧАНИЕ Комментируя этот текст, Мадхвачарья написал такой стих пранавена харим дхйайан брахма-локам саметйа ча джпанам чатур-мукхат прапйа мучйате натра самгиайах Если человек медитирует на Господа Хари через повторение слога ом, если он достигает обители Брахмы, то он получает от четырехглавого Брахмы полное духовное знание и далее достигает освобождения, в этом нет сомнения. 7. Вот два поясняющих стиха:

При повторении священного слога ом, осознание значения составляющих его букв А, У или суммарного звука О приносит преходящие плоды.

Однако если мудрый и знающий человек ясно осознает значение всех трех букв (А,У,М), а так же если он совмещает повторение ом с поклонением Господу на трех уровнях - в форме внешнего поклонения в храме, медитации в уме и в форме преклонения в глубине сердца, такое повторение скоро принесет ему высшее духовное благо - жизнь в вечной обители Господа.

ПРИМЕЧАНИЕ В тексте стиха говорится о трех крийях, о трех видах деятельности, необходимых для достижения совершенства в повторении слога ом Под этим здесь подразумеваются три уровня медитации на Господа Слово бакйа обозначает медитацию на Господа проявленного во внешних объектах мира, например в храмовых божествах, или в великолепии природы Слово антара указывает на медитацию на Господа, проявленного в сердце в форме Высшей Души Параматмы Слово мадхйама указывает на отраженную форму Господа, которую медитирующий может созерцать в собственном уме.

Джаятиртха Свами комментирует, что три крийи могут также означать повторение ом на трех уровнях вокального тона Эти три уровня называются на санскрите так мандра - низкий тон, тара - высокий тон, мадхьяма - средний тон.

8. Божества Риг-веды принесут йога, медитирующего с пониманием лишь одной первой буквы слога ом, вновь на Землю. Медитирующего с пониманием двух букв божества Яджур-веды поднимут в рай на луну Медитирующего же с понимание всех трех букв слога ом, божества Сама-веды вознесут в миры, доступные лишь великим мудрецам.

Кто познает Абсолютную Истину через повторение слога ом, тот достигает Господа, Который есть олицетворение совершенного умиротворения. Господь вечный и неизменный, Он основа всего сущего!. Вопрос шестой.

1. Сукеша сын Бхарадваджи спросил Пиппаладу:

О великий мудрец, царевич Хиранья-набха из царства Косалы однажды подошел ко мне и спросил: О сын Бхарадваджи, ты ведаешь о Шодаша-кала-пуруше - Господе, проявляющем шестнадцать компонентов, составляющих этот мир. Пожалуйста, объясни мне знание о Нем!.

Я ответил принцу Мне не ведом Шодаша-кала-пуруша, если бы я действительно знал о Нем, разве не сказал бы я тебе? Тот, кто говорит ложь, потерпит в жизни неизбежный крах, как высохшее на корню дерево, поэтому я не желаю обманывать тебя.

На эти слова царевич ничего мне не ответил, но лишь молча сел в колесницу и уехал прочь.

Теперь же, о Пиппалада, я прошу тебя объяснить, где находится Шодаша-кала-пуруша и что Он Собой представляет?.

2. Пиппалада ответил сыну Бхарадваджи: Прямо здесь, в теле каждого из нас присутствует как Высшая Душа Верховный Господь (Пуруша), из которого зародились шестнадцать составляющих компонентов творения, называемые шодаша-кала.

3. В начале сотворения мира Господь подумал: С чьим уходом Я буду покидать сотворенные Мной тела, и в чьем присутствии Я буду стабильно оставаться в них?. Другими словами, Господь размышлял: Кто наделен чистой преданностью Мне, а так же должным духовным знанием? Эту личность Я сделаю главным исполнителем миссии творения.

4. Господь выбрал Ирану и первым создал его (по Своему подобию). Далее из Праны были сотворены остальные пятнадцать компонентов творения: Жраддха - вера; кхам-эфир; вайу - воздух; джотир - огонь; апах - вода; пртхиви - земля; индрийа -внешние чувства; манах - ум (внутреннее чувство); анна - пища; вирйа - жизненная сила; тапас -сила аскезы, мантры - дар речи или чтение ведических гимнов; карма

- способность к деятельности или предписанная в Ведах деятельность; локах ~ места расположения; нама - имена и обозначения объектов мира. ПРИМЕЧАНИЕ Описанные здесь шодоиш-калы, шестнадцать составляющих компонентов творения присутствуют как в материальной, так и в духовной сферах жизни В конечном счете, они предназначены для того, чтобы помочь обусловленным душам встать на правильный путь, то есть, устремиться к духовному совершенству Обобщенно говоря, указанные здесь шестнадцать компонентов составляют личностные характеристики обусловленной души Как будет описано в завершающем повествовании Упанишад, личностные качества души в очищенной форме будут продолжать сопутствовать душе даже после достижения ею освобождения из самсары. Подробное описание шестнадцати компонентов творения:

1) прана - дыхание жизни воплощенной души. Им управляет Мукхья-прана. Главным признаком жизни в теле является наличие дыхания, это общепризнанный факт Дыхание часто сопоставляется с самой сутью человека - с душой Так, например, возвышенные преданные часто называют Господа такими именами, как Прана-натха или Прана-валлабха Хари Эти имена указывают, что Господь Хари является возлюбленным Господином жизни преданного, или точнее Господином его души Отсюда глубинный смысл понятия прана - это душа Говинда Ачарья пишет в комментарии шодашй кала джива-сварупам -шестнадцатый (первый в списке) компонент, дыхание жизни прана прямо указывает на душу Это вполне обоснованное утверждение также, как индивидуальные души, дживы, являются вечными духовными частицами Господа, управляющий дыханием жизни Мукхья-прана родился прямо от Господа При каких обстоятельствах Мукхья-прана родился от Господа, описано в обсуждаемом здесь тексте Упанишад 2) шраддха - вера.

Далее: