Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Мадхвачарья - учитель мира

[94 стр.]

Цари тогда спросили Кришну: Пожалуйста, объясни, что означают эти Твои слова?. Господь Нараяна (Кришна) сказал мудрецу Нараде. Ты объясни, - и Нарада в ответ поведал следующую историю.

ПРИМЕЧАНИЕ Вадираджа-Тиртха объясняет расширенный этимологический смысл этих двух слов В слове аЖчарйа буква а означает.

самантат - непосредственно, гйчарйа - означает сукха-чарана-йогйак джйвак йасмат правартанте - достойные души дживы, идущие по духовному пути к вечному счастью, достигают успеха по милости Господа Слово дханйа означает Верховный Господь, который поддерживает весь мир и, который не доступен для понимания псевдофилософов.

67-69. Однажды в водах реки Ранги я увидел божественную черепаху Курму, божество благочестивых деяний. Я тогда сказал ему: Ты -верховный, нет равного тебе! (Ты ашчарья и Ты - дханья).

Курма ответил: Хоть я и имею божественные полномочия, мое положение относительно, поскольку я сам живу в водах Ранги и завишу от нее, поэтому богиня священной реки Ранги выше меня.

Нарада тогда отправился к Ганге и сказал ей: Ты - ашчарья и Ты - дханъя, нет равного тебе! Ганга ответила. Я впадаю в океан и океан (бог морей Варуна), будучи моим супругом, несомненно, выше меня.

Нарада пришел к океану и сказал: Ты - ашчарья и Ты - дханъя, нет равного тебе.

Океан ответил: Я конечно велик, но даже я покоюсь на Земле (Притхиви), поэтому богиня Земля гораздо могущественнее меня.

Второй смысл: Выше меня богиня Ума, супруга Шивы, которую тоже называют Притхиви Она поддерживает многих нижестоящих полубогов, подобных мне, Варуне. Нарада отправился к богине Притхиви и сказал- Ты - ашчарья и Ты - дханъя, нет равного тебе.

Земля ответила Я сама держусь на великих вселенских горах -парватах, поэтому они выше меня.

Второй смысл: Ума сказала Я ниже своего супруга Господа Шивы, а также ниже равных ему божеств Шеши и Гаруды Поскольку они защищают и поддерживают все другие живые существа, их тоже называют парватами (поддерживающими все сущее горами).

На обращение Нарады к Шиве, Шеше и Гаруде, те ответили: Наш отец четырехглавый Господь Брахма выше нас, он божество великого принципа махат-таттвы, из которого изошло все сущее во вселенной.

Нарада пришел к Брахме и сказал: Ты - ашчаръя и Ты - дханья, нет равного тебе1.

Брахма ответил: Нет, богиня Вед, экспансия супруги Господа Шри Лакшми выше меня, ибо она моя мать!.

ПРИМЕЧАНИЕ, Черепаха, встреченная Нарадой, является олицетворением Пушкары -божества благочестивой кармы, которое управляет островом в космическом пространстве, называемым Пушкара-двипа Для правильного совершения ведических ритуалов необходимо иметь чистую освященную воду, иначе невозможно следовать даже элементарным стандартам чистоты Воды Гаити в этом повествовании приняты за идеал священных вод, пригодных для поддержания чистоты следования религиозным принципам С древних времен последователи Вед селились по берегам священных рек, воду которых они использовали не только для поддержания жизни, но и для совершения благочестивых религиозных обрядов.

70. Лакшми ответила: Нет, я не верховная в облике Веда-Лакшми. Когда я становлюсь богиней ведических жертвоприношений, я достигаю единения с Гьей (Господом Нараяной) и тогда меня называют Ягья-Лакшми В ее облике я занимаю более высокое положение, вследствие прямой связи с Господом Вишну, через процесс жертвоприношения. Нарада пришел к Ягья-Лакшми и сказал: Ты - ашчаръя и Ты -дханья, нет равного тебе!.

71. Лакшми ответила. Нет, я не верховная, у меня (Лакшми) есть еще более высокое положение Когда я сижу на коленях своего божественного Супруга, или же когда я как жена нахожусь слева от Него, то тогда меня называют Дакшина - та, справа (дакш) от которой находится любимый супруг (ина) - Верховный Господь Кришна Положение Дакшины действительно высочайшее среди всех других ипостасей Лакшми.

Дакшина-Лакшми в ответ на прославления Нарады сказала Мой супруг Кешава (Кришна) воистину Верховный, никто и никогда не может с Ним сравняться, поэтому в абсолютном смысле лишь Он -ашчаръя и лишь Он - дханъя?. Комментарий Ваднраджа-Тиртхи:

Супруга Господа Шри Лакшми принимает множество образов для служения Господу, тем не менее, во всех своих образах она является одной и той же личностью Однако с внешней точки зрения разные ее экспансии могут занимать либо более высокое, либо менее высокое положение, в зависимости от того, насколько близко Она находится к личностной форме Господа Здесь может быть приведен пример царственного принца, который едет на быке, на коне или на слоне С внешней точки зрения, чем больше животное, тем принц выглядит внушительнее, однако принц всегда остается принцем, независимо от его средства передвижения Лакшми Вед занимает более отдаленное положение от Господа, поскольку иногда гимны Вед могут воспроизводиться

материалистичными брахманами чисто механически или ради соблюдения формальностей мирских ритуалов.

Ягья-Лакшми (повелевающая жертвоприношениями) занимает более высокое положение, поскольку все ведические жертвоприношения в конечном счете предназначены для удовлетворения Верховного Господа и потому, при правильном их совершении, Господь Сам проявляется в процессе жертвоприношения, ягьи.

Дакшина буквально означает пожертвование, которое получают жрецы по окончании жертвоприношения Без дакшины ни одно жертвоприношение не может считаться полным или завершенным, такова ее исключительная важность Жрецы могут совершать жертвоприношение ради обретения мирского благочестия или ради прочих благ, однако до киши а дается ягъяманом (заказчиком жертвоприношения) просто с верой и ради удовлетворения Верховного Господа Она должна быть отдана без ожидания плодов, ради полного завершения процесса жертвы - ягьи Кроме того, дакшина является самой приятной завершающей составляющей ягьи, которая приносит жрецам окончательное удовлетворение от совершенного ими служения Божеством дакшины является непревзойденная верховная богиня Лакшми, которая восседает рядом с Верховным Господом Дакшина и означает - Та, справа от которой находится Сам Господь Хари.

Помимо утверждения верховного положения Господа и Его супруги, на примере этого повествования можно разобрать другой важный аспект философии Мадхвы, девата-таратамъю - градацию божественности, относящуюся к шестой прамее Идущая по возрастающей, эта градация божеств такова Пушкара, Ганга, Варуна, Ума, Шива (Шеша и Гаруда). Брахма, Веда-Лакшми, Ягья-Лакшми, Дакшина-Лакшми, Верховный Господь Кришна.

Здесь можно также проследить джада-таратамъю - градацию среди управляемых этими божествами компонентов материи Она такова, тело божества благочестия Пушкары (черепахи Курмы) поддерживают священные воды Ганги (без чистой освященной воды невозможно совершать ведические ритуалы, дарующие благочестие) Гангу поддерживают воды океана Земля поддерживает океан, землю поддерживают вселенские горы, эти горы формирует управляемая Брахмой макат-таттва, суть Брахмы -звуковая вибрация гимнов Вед, суть Вед - жертвоприношение Ягья, самая важная часть Ягьи - пожертвование по ее завершению -Дакшина.

72 - 73. Нарада продолжил: О цари, по велению Дакшина-Лакшми я пришел сюда и восславил Шри Кришну из династии Яду, ибо лишь Он - Господь полоный во всех Его формах - аватарах.

Далее: