Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Мадхвачарья - учитель мира

[96 стр.]

3) Гухна-бхаша - если повествование лишено свойств обоих вышеупомянутых стилей, но, в тоже время, несет в себе некий скрытый или иносказательный смысл, то такое повествование называется Гухйа. Пример Гухна-бхашн. Прямой перевод:

О потомок царя Бхараты, пять вещей считаются чистыми уччхишта ~ объедки, шива-нирмалйа - гирлянда с головы полубога Шивы, ванта.

- пища, вышедшая с рвотой, мрта-карпата - тело мертвого насекомого и кака-виштха-самайукта - то, что содержится в стуле ворон.

В данном случае прямой смысл является явно абсурдным, теперь посмотрим истинный смысл.

Гухйа-бхаша - иносказательный смысл:

Всегда чистыми считаются пять вещей (1) уччхишта ~ молоко коровы (хотя и оставшееся после кормления теленка); (2) шива-нирмалйа.

- воды священной реки Ганги, которая ниспадает на голову Шивы; (3) ванта - а) мед (цветочный нектар), который пчелы изрыгают из своего желудка в соты, не оскверняя его б) подношение в жертвенный огонь на язык бога огня, которое сам он не вкушает, но доносит по предназначению до указанных жрецами Божеств; (4) мрта-карпата .

кокон шелковой гусеницы, из которой изготовляется самая чистая ткань - шелк, (5) кака-виштха-самайукта - семя священного дерева баньян (ашватха), которое прорастает только если оно прошло через пищевод вороны, съевшей зрелый плод баньяна.

Далее Мадхвачарья приводит три основных вида смысла (атрха), который может быть

заложен в тексте санскритских писаний.

Три основных вида смысла (атрха) ведических текстов:

1) Астика - смысл писаний, достоверно указывающий на существование души и Бога. Помимо этого, в свете смысла астика, герои и события повествований должны быть восприняты как реально существовавшие в истории, а не как некие вымышленные или аллегорические. Это означает, к примеру, что Господь Кришна, описанный в писаниях, реально существующая личность, что братья Пандавы существовали, и что все связанные с ними события действительно имели место в истории.

2) Манвадн - смысл символически иллюстрирующий (на примерах конкретных героев или персонажей) различные принципы цивилизованной человеческой жизни, изначально представленные прародителем человечества Ману.

Примеры Манвадн. Ниже перечислены некоторые герои Махабхараты и олицетворяемые ими качества.

Царь Юдхиштхира - олицетворение религии дхармы.

Бхима олицетворяет десять благих качеств, преданность Богу, знание, отрешенность, разум, прозорливость, усердие, стойкость, йога - духовная связь с Богом, прана - энергия жизни, физическая сила.

Арджуна олицетворяет слушание, анализ и усвоение наставлений от духовного учителя. Арджуна - сын царя небес Индры, а Индра сопоставим с умом, центром деятельности всех пяти чувств.

Дроначарья олицетворяет слух, он воплощенный учитель богов Брихаспати, божество ведического слушания.

Карна олицетворяет глаза, зрение, он-сын Солнца управляющего глазами. Бхишма - речь, он полубог Васу - представитель управляющего речью бога огня. Абхиманью - ум, он воплощение управляющего умом бога Луны.

Накула и Сахадева обоняние, они - божества обеих ноздрей Ашвины. Кроме того, Накула олицетворяет собой примерный характер (шила), а Сахадева - культуру и порядочность (винайа}.

Ашваттхама - воплощенный Шива, олицетворяет управляемое Шивой ложное эго. Глава 5 Философское наследие Мадхвачарьи 374.

Дурьйодхана - воплощенный Кали, олицетворяет невежество, иллюзию, гордыню и другие пороки.

Шакуни - демон, олицетворяющий материализм.

Все братья Дурьйодханы олицетворяют различные пороки, такие как вожделение, гнев, гордость, ненависть и др.

3) Сарвопарнчара - обобщающий смысл, в свете которого зримо или незримо слава Верховного Господа звучит во всех повествованиях ведических писаний. М.БхТН. (2. 141) .

нарайанасйа намаш сарвани вачанани ту тат самартхйабхидхайини там аупаричарам видух Все слова Вед по изначальному своему предназначению являются именами Господа Нараяны. Поэтому они всегда незримо несут в себе славу Господа. Так мудрые обозначили смысл Сарвопаричару. Тот же самый вывод приводится в Маха-вараха-упанишад: мукхйам ча сарва-веданам татпарйам шри-патех парам Главным и самым сокровенным смыслом всех текстов Вед является описание славы Верховного Господа, супруга Шри Лакшми.

Так Мадхвачарья систематически объяснил, каким образом все тексты ведических писаний служат для прославления Верховного Господа.

Прамея третья Материальный мир реально существует. Последователи Будды, а также фклософы-майявади ложно утверждают, что этот материальный мир в реальности не существует, и что он является лишь иллюзией и фантасмагорией. Мадхвачарья категорически опровергает эту концепцию. Он представляет следующие доказательства:

Мир сотворен Верховным Господом, а Господь извечно истинен и совершенен, следовательно, и Его творение должно быть наделено качеством реальности бытия Объекты материального мира можно считать иллюзорными лишь в том смысле, что их существование временно Однако одна лишь временность их существования не может служить доказательством отсутствия реальности их бытия. Мир покоится на энергии Господа, которая вечна и лишь внешне претерпевает изменения, трансформации из одной формы бытия в другую, подобно тому, как вода может переходить из жидкого состояния в газообразное, но при этом молекулы воды не исчезают, они лишь меняют расположение.

Философы майявади ссылаются на некоторые тексты Вед, якобы указывающие на нереальность мира, в котором мы живем Мадхвачарья на это отвечает, что если философский вывод полностью противоречит практическому опыту жизни, он несовершенен, ибо закон логики гласит:

Утверждения писаний, не имеющие подтверждения в практическом опыте жизни, не могут быть приняты в слепую.

Мы не должны считать, что мир является иллюзорным, ибо он стабильно существует независимо от нас. Просыпаясь, каждый день утром мы вновь и вновь убеждаемся в реальности существования мира, ибо он продолжает существовать в той же самой форме, в которой уже существовал раньше Он не похож на иллюзорное сновидение. Во сне человек может видеть одну за другой сменяющиеся фантасмагории, которые однажды являются перед ним, а затем уходят в небытие навсегда Однако мир, который мы наблюдаем после пробуждения, наделен качеством стабильности, независимо от нас, он поддерживается по воле Верховного Господа. Это является веским доказательством того, что мир реально существует.

Кроме того, в шестнадцатой главе Бхагавад-гиты Господь Кришна говорит: асатйам апратиштхам те джагад ахур ашШварам.

Лишь материалистичные демоны склонны думать, что материальный мир полностью иллюзорен, и что Бога в нем нет.