Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Мадхвачарья - учитель мира

САРГА ПЯТНАДЦАТАЯ [55 стр.]

САРГА ПЯТНАДЦАТАЯ. Краткое содержание главы:

Эта глава очень велика, она включает в себя 141 стих. В первой ее половине кратко описаны философские дебаты Мадхвачарьи с высокоученым Тривикрамой Пандитом, в результате которых Тривикрама был побежден и стал учеником Мадхвы. В этой части можно проследить, как искусно Мадхва опровергает доктрины всех противоборствующих философских школ.

Во второй половине главы приводится список литературных работ Мадхвы, прославленных Тривикрамой Пандитом в его речи. Далее приводится жизнеописание брата Мадхвы, великого подвижника Вишну-Тиртхи. В заключительной части главы перечислены самые выдающиеся ученики Мадхвы.

1 Проведя несколько дней в храме Вишну-мангала, Мадхва пришел в другой знаменитый храм Вишну в деревню Кудель Там он снова разъяснил людям свой непревзойденный комментарий на Веданту.

2. Словно воин готовый к битве, перед Мадхвой предстал Тривикрама Пандит на колеснице философии майявады. Жесткая логика Тривикрамы была его могучим оружием в предстоящей великой философской баталии.

3. Тогда из лотосоподрбных уст Мадхвы, приняв звуковую форму его речи, явилась богиня ведической мудрости Бхарати, чтобы утвердить славу Верховного Господа Вишну. Она грациозно вышла на философский диспут, словно божественная армия, величественно выступившая из военного лагеря.

ПРИМЕЧАНИЕ Бхарати является верной супругой Мукхья-праны с самого начала творения, поэтому ее явление на устах Мадхвы было весьма уместным Хотя речь обычно воспринимается слухом, автор-поэт описывает речь Мадхвы зрительными образами Согласно Шримад-Бхагаватам (11 21 36), духовный звук имеет необычайную глубину и воспринимается на разных уровнях На глубинном уровне ппшьянти (буквально, видение или прозрение), звук действительно принимает форму зрительных образов В своих стихотворных откровениях Нараяна Пандит наглядно показывает нам, как может выглядеть звук.

4. Движение армии слов Мадхвы походило на чарующий танец Бхарати, размеренный, непрерывный и безупречный Сторонним наблюдателям - слушателям - эта армия виделась единым целым, пребывающим в совершенной гармонии (Речь Мадхвы была совершенно четкой, размеренной и ясной.).

5. Афоризмы Брахма-сутры походили на боевые колесницы этой армии Тексты Вед (шрути} были неотразимыми слонами ее, меткие логические доводы - несметными пешими воинами этой армии, а цитаты из писаний смрити - ее конными отрядами.

6. Речь Мадхвы исчерпывающе освещала суть духовной философии, по красоте она походила на богиню Шри Лакшми, рожденную из молочного океана звонкоголосую красавицу с полной грудью, которая бесконечно дорога Господу Хари. ПРИМЕЧАНИЕ Щри Лакшми является главным божеством ведического знания, поэтому приведенное здесь поэтическое сравнение вполне уместно.

7. Как всеблагая река Ганга, речь Мадхвы текла от стоп Господа Вишну. Ее явление стало частью миссии жизни Господа Брахмы. Господь Шива относится к ней с великим почтением, как и к священной Ганге, которую он принял на свою голову. Так, слушая проповедь Мадхвы, его слушатели словно окунулись в очищающие потоки Ганги.

8. На основе утверждений Вед (шрути), а так же с помощью логических доводов, Мадхва установил следующие философские постулаты:

1) Господь Нараяна (Кришна) есть Верховная Личность Бога, Он полон неисчерпаемых божественных качеств.

2) Слово Брахман в Ведах указывает на Личность Бога, а не на безличный Брахман.

Шри Мадхва Виджая 228.

3) Совершенное знание о Боге может быть получено только через богооткровенные писания Веды (шабда-праману), а не через восприятие чувствами (пратьякша-праману) или логические рассуждения (анумана-праману).

4) Творцом мира является Верховный Господь, никто более не способен на это величайшее деяние.

В последующих стихах, вплоть до шестьдесят третьего, приводится детальный разбор философии Веданты, представленный Мадхвачарьей в его лекции. В процессе этого разбора ложные или несовершенные доктрины других философских школ планомерно опровергаются Мадхвой при помощи очень веских аргументов. Опровержение философской школы санкхья. (тексты 9 - 13).

9. Философы школы санкхъи говорят, что источником творения является прадхана, первоначальный аспект материи. Для иллюстрации своего мнения они приводят пример молока, которое без видимой внешней причины превращается в простоквашу. Однако этот пример в данном контексте не совершенен, ибо в Ведах утверждается, что даже молоко становится простоквашей лишь по воле Бога.

Более точным сравнением, объясняющим принцип творения мира будет пример ткани. Ткань принимает свою конечную форму лишь по воле ткача, она не сплетается из составляющих ее нитей сама по себе Подобным образам, прадхана не способна трансформироваться в высокоорганизованную вселенную сама, без воли Бога-Творца.

10. Наше (Мадхвы) утверждение таково: вселенское творение, как и любое другое, подразумевает наличие Творца, обладающего высшим разумом Пример ясен: без разума, воли и усилий ткача, лишенная сознания ткань не может создать саму себя. ПРИМЕЧАНИЕ В следующих двух стихах опровергается теория другого крыла приверженцев философии санккъи, которые соглашаются с необходимостью участия сознания в процессе творения, однако не признают Бога абсолютно независимым Творцом.

11 Другие (философы школы санкхья) говорят, что основной причиной творения является прадхана, а наличие обладающего сознанием существа или существ играет в творении лишь вспомогательную роль. Это представление также ложно. ПРИМЕЧАНИЕ Эти философы школы санкхья говорят, что абсолютного и всезнающего Бога нет По их мнению, в прадхане находятся души, обладающие кармой, которая является причиной их появления на свет Сознание этих душ косвенным образом способствует сотворению мира, осуществляемому прадконой Этот аргумент философов школы санкхья Мадхва опровергает в следующем стихе.

12 Концепция Мадхвы: Изначальным Творцом является только Бог. Он вечен и Сам никем не сотворен, без Его верховного вмешательства обусловленная деятельность (карма) всех сотворенных существ не может даже начаться Любая деятельность проходит под полным контролем всезнающего Творца.

ПРИМЕЧАНИЕ Сотворенный мир не вечен, его существование имеет начало и конец Этот временный мир когда-то начал свое существование, но его Творец, чтобы создать мир, должен был существовать раньше, поэтому Его называют предвечным Господом Господь изначален, никто до Него не существовал и, следовательно, никто Его не создал Отсюда напрашивается вывод, что изначальный Творец вечен и обладает абсолютным знанием, иначе Он не смог бы создать такое совершенное мироздание Очень трудно подобрать материальный пример, объясняющий всезнающего Творца Однако истина заключается в том, что имеющее начало и конец творение должно быть сотворено кем-то, существовавшим до него, кто Сам не сотворен, то есть, вечен и потому абсолютен Это и есть Бог-Отец, таково утверждение Вед Это знание невозможно доказать с помощью чувственного восприятия или логической аргументации, поэтому оно должно быть просто принято на веру, ибо источник его божественен.

Далее: