Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Манах-шикша

[61 стр.]

Другими словами, мы зависим от милости - без милости мы ничего не сможем сделать. Мы зависим не столько от собственных усилий, сколько от милости преданных, которые показывают нам грязь в нашем сердце и помогают вырвать ее из него.

 Итак, пратиштха. Это желание славы, почета, высокого положения, в особенности в духовных кругах. Бхактивинода Тхакур говорит, что все это - проявление гордости. Из шести элементов, которые мы рассматривали ранее - вожделение, гнев, жадность, иллюзия, гордость и зависть - гордость является последним, от чего мы избавляемся. Она умело скрывает себя, ее трудно обнаружить, от нее трудно избавиться. Это последний из шести врагов, которого мы побеждаем. Почему это так? Потому что это очень серьезное препятствие. Гордость не позволяет нам предаться. Даже карми говорят об этом - "гордость приходит перед падением". Она по своей природе подобна семени - если вы позволите остаться хотя бы капельке гордости, она снова прорастет, и за ней вернуться все остальные качества. Благодаря присутствию гордости снова возвращается вожделение, жадность, гнев, иллюзия и зависть. Именно поэтому Кришна говорит сарва дхарман паритйаджа - мы должны отдать 100%. Если хотя бы один процент останется, все снова вернется и мы снова будем осквернены.

 Здесь приводится очень образный пример - свапача рамани. Рамани буквально означает проститутка, а свапача означает собакоед. Это проститутка, которая есть собачье мясо. Что же это означает? Это означает, что она бесстыдная - гордость лишена всякого стыда. И мы позволяем этой бесстыдной личности войти в наше сердце. Как мы уже ранее упоминали, природа гордости такова, что она очень успешно скрывает от нас свое разрушительное влияние. Очень ярким примером этого является Дурьедхана. После того, как истек срок изгнания Пандавов, Кришна обратился к Дурьедхане с просьбой заключить с ними перемирие и вернуть им пять деревень. Он сказал: "Ты не может так обращаться с Пандавами". На это Дурьедхана ответил: "Я - кшатрий. Я управляю этой землей. Я - царь, и поэтому я - представитель Верховной Личности Бога. Я посмотрел в свое сердце, ища следы какого бы то ни было несовершенства, недостатков, гордости или надменности, проверил, сделал ли я что-либо противоречащего дхарме против Пандавов, которые сами являются адхармик, и пришел к заключению, что я полностью безгрешен в этом отношении. Я совершенен, и ты не должен просить у меня эти пять деревень". Это совершенный пример. Мы видим что он полностью слеп в отношении своего деградированного положения. Почему? Потому что гордость заставляет нас считать тем, кем мы на самом деле не являемся. И мы настолько убеждены в этом, что готовы ходить голыми по улице - я думаю, все знают эту историю о царе, который ходил без всякой одежды. Этот царь и его советники были настолько уверены в своем положении, что, даже хотя царь и ходил без одежды, утверждали, что он одет в самый лучший костюм, королевское платье. Это желание славы подобно собаке, именно поэтому здесь используется слово свапача. Стремиться к славе это то же самое, что и стремиться к тому, чтобы есть собачье мясо. Мы думаем, что хотим стать прославленными как великий преданный. Существует столько много замечательных примеров поведения чистых преданных. Мадхавендра Пури, которому пуджари принес сладкий рис, украденный для него Кширачора Гопинатхой, принял этот сладкий рис и попробовал его. Но в следующий момент он подумал, что как только люди узнают об этом случае, они будут поклоняться мне и я начну считать себя великим преданным. Тогда он немедленно ушел из города, так чтобы никто не смог придти к нему и не начал поклоняться и оказывать ему почтение. Таково истинное умонастроение вайшнава. В Чайтанья-Чаритамрите Кришнадас Кавираджа Госвами говорит: "Я ниже, чем Джагай и Мадхай, ниже червей, ползающих в испражнениях. Если кто-либо произнесет мое имя, то он падет". При этом он действительно думает таким образом, поскольку именно таково умонастроение истинного вайшнава. Он не просто пишет таким образом, он по-настоящему думает так и считает себя таковым.

Далее: