Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Наше изначальное положение

Гл. 2 «Говинда-бхашья» Баладевы

«Говинда-бхашья» Баладевы

Комментарий Баладевы Видьябхушаны к сутре 2.1.34

Ниже мы приводим перевод комментария Баладевы Видьябхушаны к данной сутре (2.1.34). Этот комментарий построен в типичной для Баладевы манере — в виде беседы автора с оппонентом:

Оппонент. Брахман, Творец, повинен в несправедливости и жестокости. Баладева. Нет. Оппонент. Почему?

Баладева. Потому что Он рассматривает, потому что Творец принимает во внимание дела и поступки. Слова татха хи [в данной сутре] указывают на то, что этому есть подтверждение [в шрути]:

«Лишь Он побуждает его совершать садху-карму, ибо Он желает возвысить его над мирами Ямы. Лишь Он побуждает его совершать асадху-карму, направляя его вниз, к Яме» (Бри-хад-араньяка-шрути).

Описывая Господа как непосредственную причину того, что кшетра-гъя достигает положения богов и т.п., [этот стих из шрути] указывает на карму (деятельность). В этом весь смысл.

Как явствует из комментария Баладевы и как объясняется в самой сутре, главный аргумент против доводов тех, кто обвиняет Бога в предвзятости и жестокости, состоит в том, что Господь учитывает деятельность живых существ и на основании этого воздает каждому по заслугам. Слово карма в комментарии Баладевы, как это в дальнейшем будет продемонстрировано, может иметь и материальное, и духовное значение. Пример употребления этого слова в духовном значении можно найти в «Бхагавад-гите» (4.9), где Господь Кришна называет кармой Свои собственные трансцендентные деяния:

«Тот, кто постиг божественную природу Моего явления и деяний...»

В следующей сутре (2.1.35), той, которую цитируют авторы, употребляется одна из форм слова анади:

 

на кармавибхагад ити чен нанадитват

 

 «Не деятельность. Из-за отсутствия различий. Если на это [возразят, ответим:] „Нет, вследствие безначальности"». Авторы переводят эту сутру следующим образом:

Утверждение о том, что теория кармы неспособна объяснить неравенство в этом мире, так как в начале творения карма у всех одинакова, ошибочно, ибо карма безначальна2.

Однако из дословного перевода видно, что в данной сутре не говорится «ибо карма безначальна», как это утверждают авторы. Мы продолжим исследовать комментарий Баладевы к этому разделу «Веданта-сутры» и постараемся выяснить, что же все-таки здесь именуется «безначальным» в подтверждение беспристрастности Господа.

Комментарий Баладевы Видьябхушаны к сутре 2.1.353

Оппонент. Но тот факт, что [Господь принимает во внимание] действия [дживы], не опровергает [то, что Он повинен в] предвзятости и т.п.

Баладева. Почему?

Оппонент. Потому что действия [до начала творения] не-дифференцированны, и в стихах, таких, как сад эва саумйа идам... [говорится, что] до начала творения не видно ни одного существа, отличного от Брахмана, которое совершало бы какие-либо действия (карму)2. Баладева. На этот [довод отвечу] нет. Оппонент. Почему?

Баладева. Потому что деятельность (карма), живое существо (кшетра-гъя) и Брахман признаются здесь безначальными. [Господь] не виноват, ибо каждое действие влечет за собой соответствующие последствия. И [это находит подтверждение в] смрити:

«В зависимости от деятельности [души] в прошлом, Вишну побуждает [ее] совершать либо благочестивые поступки, либо греховные. И поскольку деятельность безначальна, здесь нет ни малейшего противоречия».

Однако [если нам возразят, что] в силу того, что деятельность является анади, наша позиция становится шаткой4, [так как в этом случае объяснение каждого состояния дживы будет ссылаться на ее предыдущее состояние и этому не будет конца, тогда мы ответим, что Господь] не виноват, ибо этому есть подтверждение [в шастрах]. Не следует также думать, что, раз Господь принимает во внимание деятельность, Его нельзя считать полностью независимым. [Как явствует] из смрити, в стихах, таких, как дравйам карма ча калаш ча, [сказано, что] существование деятельности и т.д. зависит от Господа.

Здесь также будет неуместным [аргумент] «утро в кутире у гхата».

[Господь] побуждает безначальную дживу совершать действия, соответствующие ее природе. Хотя Господь способен изменить природу [дживы], Он не меняет ничьей [природы].

[Таким образом, обвинение] Брахмана в предвзятости и т.п. опровергается.

[Однако] здесь признается [существование предвзятости], которое проявляется в том, что [Господь] принимает сторону Своего преданного. Всегда защищая преданного и обуздывая его материальные желания, Всевышний [проявляет своего рода] предвзятость или пристрастие. Или нет, так как [предвзятостью] нельзя назвать то, что Господь принимает во внимание деятельность [живых существ] и даже ограждает Своих преданных от чувственных наслаждений и т.п. Это логически вытекает из предыдущего принципа [справедливого отношения Господа к дживе].

Здесь следует обратить особое внимание на то, что в качестве примера того, как Господь принимает во внимание деятельность (карму) живых существ, Баладева приводит взаимоотношения Господа со Своими преданными. Таким образом, очевидно, что в данном аргументе Баладевы слово карма употребляется в буквальном значении — «действие». Кто-то может возразить, что, когда Господь защищает Своих преданных, Его действия направлены на преданных, находящихся в материальном мире, а не в духовном. Однако чистые преданные, которых защищает Господь, пришли в материальный мир из мира духовного. Кроме того, нельзя отрицать, что даже в духовном мире преданные находятся под защитой Господа.

В комментарии к следующей сутре Баладева продолжает развивать мысль, что действия дживы, которые учитывает Господь, включают также преданное служение. Более того, он даже делает на этом акцент. Ниже приводится сутра 2.1.36, ее дословный перевод и комментарий Баладевы Видьябхушаны:

 

упападйате чабхйупалабхйате ча

 

«Это логично, а также наблюдаемо».

 

Комментарий Баладевы Видьябхушаны к сутре 2.1.362

«То, что Господь, любящий Своих преданных, принимает их сторону, является не чем иным, как пристрастием. [Однако] это логично и оправданно. [Например, это видно] когда Господь защищает Своего преданного, ибо Он принимает во внимание бхакти, которое суть проявление энергии, присущей природе [души] (сварупе). Этот факт не вступает в противоречие с утверждением говорящего, что Господь неповинен [в предвзятости], ибо такого рода предвзятость является достоинством и заслуживает похвалы.

Об этом сказано даже в шрути: „Это украшение достоинств...", без которого [пристрастия к Своим любящим преданным] все [остальные] качества лишились бы своей привлекательности и никого не побуждали бы [служить Богу].

В шрути также отмечается:

„Достичь Господа может только тот, на кого падет Его выбор. Тому эта Душа являет Свое тело" [Мундака-упани-шад, 3.2.3]

И в других шрути [а также в „Бхагавад-гите"]:

„Я необычайно дорог гьяни, и он дорог Мне".

„Я одинаково отношусь ко всем живым существам. Я ни к кому не испытываю ненависти, равно как и не проявляю особой благосклонности. Но те, кто поклоняется Мне с преданностью, пребывают во Мне, и Я пребываю в них".

„Даже человека очень дурного поведения, если он поклоняется Мне и если для него не существует иного объекта [преданности], следует считать святым, ибо он на верном пути".

„Очень скоро он становится праведником и обретает непреходящий покой. Каунтея, смело заявляй, что Мой преданный никогда не погибнет!"

Так [сказано] в этих смрити».

Процитированные Баладевой Видьябхушаной стихи из шрути и смрити, а также его собственные объяснения не оставляют никаких сомнений относительно того, что он считает бхакти, преданное служение Господу, основным примером той деятельности (кармы), на которую Господь отвечает взаимностью. Поэтому так называемая предвзятость Господа к Своим преданным на самом деле является справедливым воздаянием за их преданность. Господь отвечает взаимностью на все действия живого существа, и материальные, и духовные, а не только на благочестивые или неблагочестивые с материальной точки зрения поступки. Именно это принятие Господом во внимание деятельности дживы и Его ответная реакция являются анади, или безначальными (а также бесконечными). Более того, очевидно, что здесь Баладева имеет в виду не просто преданное служение с примесью материальных качеств, которым занимается преданный, находящийся в обусловленном состоянии, или даже мирской человек. В комментарии к этому стиху он говорит:

«Господь принимает во внимание преданность, которая суть проявление энергии сварупы, изначального состояния души».

Следует также помнить, что здесь речь идет не об истоках обусловленности живого существа, а о природе Господа. Справедлив Господь по отношению к живым существам или нет? Из этого комментария мы узнаём, что Он справедлив, ибо Он всегда («безначально») принимает во внимание как материальные, так и духовные поступки живых существ. Как мы сейчас убедимся, качества Господа остаются главным предметом обсуждения и в комментарии Баладевы к заключительной сутре этой главы «Веданты»:

 

сарва-дхармопапаттеш на

 

«А также благодаря присутствию всех качеств».

Комментарий Баладевы Видьябхушаны к сутре 2.1.374

 

«Наличие у Господа всего сущего, у того, чья изначальная форма непостижима, всех противоречивых и непротиворечивых качеств оправданно, поэтому даже то, что Господь принимает сторону Своего преданного, является Его достоинством и признается таковым теми, кто обладает разумом.

Так, Господь несет в Себе взаимоисключающие качества. Например, Он состоит из знания и в то же время обладает им; [тело] Его темно-синего цвета [и вместе с тем Он лишен материальной формы]. [Противоречиво] и то, что, хотя Он беспристрастен, Его преданные очень дороги Ему. Всевышнему присущи [также и] непротиворечивые качества, такие, как всепрощение, прямота и т.п.

Это подтверждается в смрити:

„Считается, что слово бхагаван, указывающее на совокупность Его совершенств, заключает в себе противоречивые понятия. Но несмотря на это, ни в коем случае не следует думать, что Всевышнему присущи недостатки, тогда как [Его] противоречивые достоинства должны признаваться всеми безоговорочно" (Курма-пурана).

Таким образом, хотя Господь беспристрастен. Он в то же время является благодетелем Своих преданных. Это несомненный факт».

Итак, совершенно очевидно, что здесь Шри Баладева Видья-бхушана подчеркивает разницу между преданным служением и деятельностью непреданных, а не просто между благочестивыми и неблагочестивыми с мирской точки зрения поступками. Явное различие между отношением Господа к Своим преданным и к непреданным есть следствие того, что Господь «безначально» принимает во внимание действия и тех, и других и справедлив по отношению к каждому из них, отвечая им взаимностью.

В этой связи будет уместным привести еще одну сутру (В.-с, 4.4.1), в комментарии к которой Рамануджачарья доказывает, что духовное тело души существовало всегда и что именно это всегда существовавшее тело живое существо обретает, получив освобождение.

 

сампадйавир-бхавах свена шабдат

 

«Достигая, появление в своей собственной, из звука».