Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Наше изначальное положение

Гл. 3 Анади в «Бхагавад-гите»

Анади в «Бхагавад-гите» 

В «Бхагавад-гите» (7.2) Господь Кришна говорит Арджуне, что Он раскроет ему все существующее знание, без остатка2. Шрила Прабхупада часто называл «Бхагавад-гиту» азбукой духовного знания, и тем не менее в «Гите» Господь Кришна описывает все основные категории бытия, которые на санскрите именуются таттвами. Согласно принятой на Западе терминологии, философское описание реалий бытия называется онтологией. И если мы разберем все случаи употребления слова анади в «Бхагавад-гите», учитывая онтологию этого произведения, то обнаружим, что существует только два основных состояния бытия: временное и вечное. Чтобы убедиться в этом, давайте сначала рассмотрим употребление слова анади в «Гите», а затем проанализируем онтологию, основы которой излагает Кришна.

1. В стихе 10.3 Господь Кришна говорит о Себе как об анади.

2. В стихе 11.19 вселенская форма Господа, которую увидел Арджуна, названа анади-мадхйантшл, что значит «не имеющая ни начала, ни середины, ни конца».

3. В стихе 13.13, описывая природу Брахмана, Господь Кришна употребляет слово анади-мат, что значит «не имеющий начала».

4. В стихе 13.20 Господь Кришна говорит, что Его внешняя энергия (пракрти), или материальная природа, и Его внутренняя энергия (пуруша), или живое существо, — обе не имеют начала. Господь Кришна противопоставляет эти вечные энергии отдельным преобразованиям материи (викарап) и ее преходящим качествам (гунан), которые, безусловно, имеют начало, поскольку возникают из вечной пракрити.

5. В стихе 13.32 Господь Кришна говорит, что душа транс-цендентна и нетленна, так как она не имеет начала (анйдитват) и лишена материальных качеств (ниргунатват). Поэтому, несмотря на то что душа находится в теле, она бездействует и не оскверняется.

Здесь может возникнуть вопрос: каким образом душа «не оскверняется, даже находясь в теле» и какое отношение это имеет к тому, что она безначальна и лишена материальных качеств? Ответ на этот вопрос естественным образом подведет нас ко второй части нашего обзора «Гиты» — к рассмотрению онтологической основы этого произведения.

Обусловленное сознание души, несомненно, связано с телом. Эта связь называется аханкарой, ложным эго. Под влиянием ложного эго живое существо отождествляет себя с телом и считает материальное тело источником сознания.

Говоря, что душа не оскверняется, даже находясь в теле, Господь Кришна излагает онтологию души, то есть дает основную характеристику ее бытия. Эта таттва — джива — духовна по природе. И как таковая она онтологически отлична от пракрити-таттвы. Таким образом, Господь Кришна проводит четкую грань между двумя началами: духом и материей.

Это разграничение Он ввел еще в самом начале Своих наставлений:

«Для асат нет бытия (бхавы), а для cam не существует небытия (абхавы). Те, кто видит истину, пришли к этому выводу, изучив природу того и другого» (Б.-г., 2.16).

Здесь Господь Кришна вводит два ключевых термина: cam (духовное) и асат (материальное). Понять их значение нетрудно, если рассмотреть стихи, стоящие прямо перед этим утверждением, которое является выводом из этих стихов.

В стихе 2.12 Господь Кришна говорит, что и Он Сам, и Арджуна, так же как и все собравшиеся на поле битвы цари, всегда существовали в прошлом и не прекратят существовать в будущем.

В стихе 2.14 Господь Кришна объясняет, что, в отличие от вечного бытия души, ощущения, связанные с телом, носят временный характер.

Таким образом, слово сат («духовное», «душа») ясно указывает на то, что всегда существовало в прошлом, существует сейчас и никогда не прекратит существовать в будущем. В противоположность ему слово асат относится к тому, чего не существовало в прошлом, что существует в течение некоторого времени в настоящем и прекратит существовать в будущем.

Как известно, из пяти тем «Бхагавад-Гиты» (Господь, живое существо, время, материальная природа и карма) только карма принадлежит к категории асат, то есть к тому, что существует не вечно. Поэтому в «Бхагаватам» карму часто характеризуют словом асат, подчеркивая тем самым, что она имеет начало и конец.

А сейчас давайте вернемся к стиху 13.32: «Душа трансцендентна и нетленна, так как она не имеет начала и лишена материальных качеств». Понять смысл этого утверждения Господа Кришны несложно, если рассматривать слово анади как синоним слова «вечный». Безусловно, прекратить существовать — значит проявить материальное качество. Следовательно, если допустить, что карма является в буквальном смысле анади, «безначальной», и вместе с тем прекращает свое существование в определенный момент времени, это будет означать, что она совмещает в себе духовное качество безначальности и материальное качество конечности во времени. В этом случае карма становится принципиально новым понятием, о котором в шрути не говорится ничего определенного. И уж конечно ничего определенного о таком понятии не говорится в сутре 2.1.35 «Веданты», где сказано лишь то, что Господь беспристрастен «вследствие безначальности». Как мы уже убедились, Баладева Видьябхушана трактует это выражение как «вследствие безначальной деятельности» и в качестве основного примера такой деятельности он приводит преданное служение.

Главное, на что здесь нужно обратить внимание, — это то, что душа безначальна и, как следствие этого, бессмертна. Другими словами, не иметь начала — значит находиться вне влияния гун природы и, следовательно, не иметь конца и быть трансцендентным.

Если мы признаём, что существует только два состояния бытия — вечное и временное, — это значит, что понятия анади и ананта становятся для нас эквивалентными. Вот почему Самого Господа Кришну часто именуют Анантой. Хотя, по утверждению авторов, слово ананта означает «имеющий начало, не имеющий конца», никто из ачарьев не считает, что имя Ананта указывает на то, что Господь не имеет конца, но имеет начало. Аналогичным образом, в «Махабхарате» и в Упанишадах к Господу обращаются, называя Его анади, однако никто из ачарьев не пришел к выводу, что Господь не имеет начала, но имеет конец. Этот простой онтологический принцип, заключающийся в том, что у объекта либо есть начало и конец, либо нет ни начала, ни конца, является одной из основ учения «Бхагавад-гиты». Об этом ясно свидетельствует стих 2.16, где Господь Кришна говорит, что для cam не существует небытия, тогда как для асат нет истинного бытия.

Нам могут возразить, что в этом стихе речь идет о вечных фундаментальных началах, или субстанциях (таттвах), тогда как карма — это не субстанция, а состояние, ложное состояние сознания, поэтому бьгло бы неправильным сравнивать ее с вечными субстанциями. Но как раз об этом ложном, материальном состоянии сознания и говорит Господь Кришна в стихе 2.14:

«О Каунтея, ощущения, такие, как счастье и горе, холод и жара, вызванные соприкосновением с объектами чувств, преходящи — они то появляются, то исчезают. Относись к ним с терпением, о Бхарата».

Именно такие временные ощущения Господь Кришна противопоставляет вечным субстанциям в стихе 2.16, где Он разбирает понятия сат и асат.

В комментарии к стиху 15.3 из «Бхагавад-гиты» Шрипа-да Рамануджачарья указывает на то, что в действительности у материального существования дживы есть начало, но это начало имело место буквально «в незапамятные времена». Иначе говоря, живое существо не в состоянии вспомнить или понять, когда и как началась его жизнь в материальном мире.

В стихе 15.3 Господь Кришна описывает дерево баньян, символизирующее материальное существование:

«И в этом мире невозможно постичь форму этого [дерева] — нельзя обнаружить ни конец его, ни начало, ни основание».

Разбирая эту часть стиха 15.3 в своем комментарии «Ви-шиштадвайта-бхашья», Рамануджа утверждает:

«Как отмечает здесь [Господь], обусловленные души (сам-сарибхих) не в состоянии постичь форму [этого дерева]. Следовательно, конец этого дерева — когда оно рушится в результате отказа [живого существа] от наслаждений, основанных на гунах природы — также нельзя обнаружить. „Его [дерева] начало (адир), представляющее собой не что иное, как привязанность к гунам, нельзя проследить. Его [дерева] основание — невежество, проявляющееся в форме отождествления души с тем, что отлично от нее — также невозможно обнаружить"».

Таким образом, и в «Бхагавад-Гите», и в комментарии Рамануджачарьи ясно сказано, что дерево материального существования имеет начало, но обнаружить это начало обусловленные души не могут.