Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Понятие Бхакти в Бенгальском Вайшнавизме

[стр. 12]

В отличие от кармы джняна и йога могут вывести индивида за пределы материального мира, однако и этот результат не есть еще высшее совершенство. В соответствии с известным стихом «Бхагавата-пураны», неоднократно цитируемым автором «Шри Чайтанья-чаритамриты», Бог, хотя и един, постигается в трех аспектах: «Говорится, [что мудрецы], знающие истину, называют ту сущность, которая [есть] недвойственное знание, Брахманом, Праматмой и Бхагаваном” (vadanti tat tattva-vidas tattvam yaj jnanam advayam / brahmeti paramatmeti bhagavan iti sabdyate //  Ш.Ч.Ч. Мадх. 20.158; Бх.П. 1.2.11). Брахман здесь – безличный аспект Бога, который понимается вайшнавами как сияние Его тела (Ш.Ч.Ч. Мадх. 20.159-160); Параматма (paramatma) – «Сверхдуша», находящаяся в сердце каждого существа (Ш.Ч.Ч. Мадх. 20.161), аспект, в котором постигается Его всеприсутствие, хотя и не лишен признаков личности, вместе с тем открывается дживе лишь в общих чертах, как бы находясь от него на большом расстоянии; и только Бхагаван в богатстве Своих личностных черт являет всю божественную полноту и глубину (Ш.Ч.Ч. Мадх. 20.163). Таким образом, три эти аспекта представляют различные типы восприятия Высшего Существа в зависимости от положения дживы по отношению к Нему - от наиболее абстрактного к наиболее конкретному, от внешнего к внутреннему. Каждому из аспектов соответствует свой специфический вид самосовершенствования (садханы): «Трем [видам] садханы – джняне, йоге и бхакти [соответствуют] три вида проявлений: Брахман, Параматма и Бхагаван” (jnana, yoga, bhakti,  tina sadhanera vase / brahma, atma, bhagavan  trividha prakase // Ш.Ч.Ч. Мадх. 20.157). Таким образом, ни джняна, ни йога не выводят дживу к высшему уровню совершенства, такой уровень доступен лишь для обладающего бхакти: «В бхакти воспринимается полнота божественного образа. В одном [этом] образе – бесчисленное множество манифестаций» (`bhaktye` bhagavanera anubhava  purna-rupa / eka-i vigrahe tanra ananta svarupa // Ш.Ч.Ч. Мадх. 20.164).

          Бхакти начинается с шраддхи (sraddha) – веры: «Говорится, что слово шраддха означает твердую и непреклонную веру [в то, что для] идущего [путем] кришна-бхакти, вся [другая] деятельность [сама собой уже] исполнена» (`sraddha`-sabde  visvasa kahe sudrdha niscaya / krsne bhakti kaile sarva-karma krta haya //  Ш.Ч.Ч. Мадх. 22.62). Как видно, под верой здесь понимается вера в превосходство бхакти над всеми другими путями (вера как вера в Высшую реальность подразумевается как нечто само собой разумеющееся). Шри Чайтанья ссылается на шлоку «Бхагавад-гиты», в которой Кришна велит Арджуне стать бхактой и провозглашает это Свое повеление «наивысшим» (paramam vacah) и самым сокровенным (sarva-guhyatamam): «Услышь же опять наисокровеннейшее высшее Мое повеление! [Ты] дорог Мне – это несомненно, а потому провозглашаю тебе во благо: С умом, [сосредоточенным на] Мне, стань Моим бхактой, поклоняйся Мне и простирайся предо Мной. Так [ты] придешь ко Мне, обещаю тебе твердо, [ибо ты] Мне дорог!» (sarva-guhyatamam bhuyah srnu me paramam vacah / isto`si me drdham iti tato vaksyami te hitam // man-mana bhava mad-bhakto mad-yaji mam namaskuru / mam evaisyasi satyam te pratijane priyo`si me // Ш.Ч.Ч. Мадх. 22.57-58; Бх.Г. 18.64-65). Поскольку Кришна говорит это после того как рассказал уже о веда-дхарме, карме, йоге и джняне, именно это и есть важнейшее из Его наставлений.

Далее: