Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Понятие Бхакти в Бенгальском Вайшнавизме

[стр. 14]

Бхакти как процесс делится на две фазы, которые существенно различаются между собой. Первая фаза – садхана-бхакти (sadhana-bhakti), «бхакти на стадии совершенствования». Это своего рода «переходный период», который длится до тех пор, пока изначальное положение индивида не будет восстановлено и в сердце его не проявится полностью кришна-према (Ш.Ч.Ч. Мадх. 22.104). Вторая фаза – рагатмика-бхакти (ragatmika-bhakti) – «бхакти, которая есть любовь по сути», совершенный уровень, на котором ничто уже не отделяет дживу  от Бога. Поскольку совершенство уже достигнуто, в этой фазе нет уже никакой садханы, но бхакти не прекращается и здесь, хотя и принимает совершенно иные формы (Ш.Ч.Ч. Мадх. 22.152).

         Садхана-бхакти состоит из определенных действий, направленных на пробуждение в сердце премы: «[Выражающееся в] активности [чувств] совершенствование, [из которого] должна развиться любовь, называется садханой» (krti-sadhya bhavet sadhya-bhava sa sadhanabhidha // Ш.Ч.Ч. Мадх. 22.105; Бх.Р.С. 1.2.2). Внутри себя садхана-бхакти также делится на две стадии: «Та садхана-бхакти – двух видов: вайдхи-бхакти и рагануга-бхакти» (ei ta sadhana-bhakti  dui ta` prakara / eka `vaidhi bhakti`, raganuga-bhakti` ara sadhanabhidha // Ш.Ч.Ч. Мадх. 22.108). Рагануга-бхакти (raga-anuga – “та, что предваряет  любовь”) есть одновременно и переходная ступень к рагатмике.

       Что касается вайдхи-бхакти (vaidhi-bhakti), то она, собственно, и есть то, что можно назвать «методом духовного самосовершенствования», поскольку на этой стадии от последователя ожидается исполнение совершенно определенных религиозных практик в соответствии с правилами и ограничениями (vaidhi – букв. «соответствующий правилу») (Ш.Ч.Ч. Мадх. 22.109). Вайдхи-бхакти предназначена для того, в чьем сердце према еще не возобладала над камой. Бхакти еще не осуществилась в нем, оставаясь внешней по отношению к его бытию. Именно поэтому ему необходимо следовать определенной дисциплине. Однако религиозная практика и дисциплина отнюдь не являются самоцелью, а предназначены для того, чтобы человек мог научиться всегда помнить о Боге: «Всегда следует помнить о Вишну и никогда не забывать [Его]. Все [остальные] правила и ограничения да будут слугами этих [двух правил]» (smartavyah satatam visnur vismartavyo na jatucit / sarve vidhi-nisedhah syur etayor eva kinkarah //  Ш.Ч.Ч. Мадх. 22.113). Есть множество правил вайдхи-бхакти, и Шри Чайтанья подробно перечисляет их в беседе с Санатаной Госвами (Ш.Ч.Ч. Мадх. 22.115-127). Однако наиболее существенными являются пять: общение с вайшнавами (sadhu-sanga), пение и повторение имени Кришны (nama-kirtana), слушание “Бхагавата-пураны” (bhagavata-sravana), жизнь в святом городе Матхуре (mathura-vasa) и поклонение c верой образу Бога (sri-murtira sraddhaya sevana) (Ш.Ч.Ч. Мадх. 22.128). Имя Бога, место, которое с Ним связано, Его образ, священные тексты и т.д. – не что иное как различные манифестации антаранга-шакти. Когда индивид совершет по отношению к ним направленные действия, которые выражаются в служении, почитании, восхвалении и т.д., делая их, таким образом, содержанием своего сознания и своего существования, его природа приходит в соприкосновение с Высшей природой.

Далее: