Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Понятие Бхакти в Бенгальском Вайшнавизме

[стр. 3]

Шри Чайтанья развил и значительно углубил учение о бхакти. Однако Он был скорее религиозным учителем и проповедником, нежели философом или теологом, и потому не писал трактатов. Непосредственно авторству Шри Чайтаньи принадлежит лишь краткое “Наставление в восьми стихах” - “Шри Шикшаштака” (Sri Siksastaka). Впоследствии Его учение было развито и закреплено в текстах, написанных Его учениками, прежде всего Рупой Госвами, Санатаной Госвами, Дживой Госвами  и Кришнадасом Кавираджем (16-17 вв.). Среди этих сочинений важное место занимает биографическая поэма  Кришнадаса Кавираджа “Шри Чайтанья-чаритамрита” (Sri Caitanya-caritamrta) -  “Нектар жизни Шри Чайтаньи”, крупное произведение на средневековом бенгали и санскрите объемом 15 050 стихов (62 главы), которое по значимости для истории бенгальской литературы можно сравнить лишь с произведениями Р.Тагора.  Относительно времени создания поэмы существуют различные мнения. Даты, называемые исследователями – от 1582 до 1615 г.  Поэма делится на три части – Ади-лила (Adi-lila), Мадхья-лила (Madhya-lila) и Антья-лила (Antya-lila) – соответственно, «Начальные игры», «Срединные игры» и «Завершающие игры». Поскольку «Шри Чайтанья-чаритамрита» является относительно поздней биографией Шри Чайтаньи (другие известные жизнеописания, такие как «Шри Чайтанья-бхагавата» (Sri Caitanya-bhagavata) Вриндавана Даса и «Шри Чайтанья-мангала» (Sri Caitanya-mangala) Лочана Даса были написаны раньше), в ней автор, учитывая труды предшественников, особенно Вриндавана Даса, сосредотачивается главным образом на срединном и завершающем периоде жизни Шри Чайтаньи, а также достаточно подробно излагает Его учение, опираясь в этом на дневники (kadca) Рагхунатхи Даса и Сварупы Дамодары, близких спутников Шри Чайтаньи, откуда, по словам автора, в основном и было почерпнуто содержание интересующих нас разделов произведения. (Ш.Ч.Ч. Ант. 14.7). Кроме этих дневников Кришнадас Кавирадж широко использовал агиографические и теологические труды учеников Шри Чайтаньи - Рупы Госвами, Санатаны Госвами и Дживы Госвами, а также традиционные санскритскиы тексты, такие как «Бхагавата Пурана», «Бхагавад-гита», «Падма-пурана», «Вишну-пурана», «Брахма-самхита» и др., во множестве приводя из них цитаты на страницах поэмы. Достаточно сказать, что только «Бхагавата-пурана» цитируется в «Шри Чайтанья-чаритамрите» 380 раз. Хотя поэма «Шри Чайтанья-чаритамрита» - прежде всего произведение религиозного характера, в ней содержится достаточно фрагментов, представляющих интерес для историко-философского исследования. Эти фрагменты представляют собой, главным образом, пересказы различных диспутов и бесед. Сюда следует отнести диспуты Шри Чайтаньи с майявадином Пракашанандой Сарасвати, (Ш.Ч.Ч. Ади 7), с известным логиком, последователем навья-ньяи, Сарвабхаумой Бхаттачарьей (Васудевой Сарвабхаумой), впоследствии принявшим вайшнавизм (Ш.Ч.Ч. Мадх. 6) и с таттвавадинами, ортодоксальными последователями Мадхвачарьи (Ш.Ч.Ч. Мадх. 9); беседы с Раманандой Раем (Ш.Ч.Ч. Мадх. 8), Венкатабхаттой (Ш.Ч.Ч. Мадх. 9), Сварупой Дамодарой (Ш.Ч.Ч. Мадх. 14), брахманом из Махараштры (Ш.Ч.Ч. Мадх. 17), суфием (Ш.Ч.Ч. Мадх. 18), Рупой Госвами (Ш.Ч.Ч. Мадх. 19), Санатаной Госвами (Ш.Ч.Ч. Мадх. 20-24), Пракашанандой (Ш.Ч.Ч. Мадх. 25), Харидасом Тхакуром (Ш.Ч.Ч. Ант. 3-4), Валлабхой Бхаттой (Валлабхачарьей), основателем школы «Пушти-марг» (Ш.Ч.Ч. Ант. 7); а также начальные главы поэмы (Ш.Ч.Ч. Ади 1-7), где автор рассуждает о божественной природе Шри Чайтаньи и о причинах Его явления в материальный мир.

Далее: