Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Понятие Бхакти в Бенгальском Вайшнавизме

[стр. 4]

Наиболее важный и крупный фрагмент, в котором Шри Чайтанья достаточно полно излагает Свое учение о бхакти – Его беседа с Санатаной Госвами (Ш.Ч.Ч. Мадх. 20-24). Поэтому в дальнейшем мы будем опираться главным образом на этот фрагмент, обращаясь также и к другим текстам. Ситуация, предшествовавшая беседе Шри Чайтаньи и Санатаны Госвами такова: Санатана и его брат Рупа, образованные брахманы, были обращены в ислам и долгое время состояли на службе при дворе правителя Бенгалии Хуссейна Шаха. Однажды им довелось встретиться с Шри Чайтаньей, и эта встреча произвела на них неизгладимое впечатление. Братья решают оставить своего повелителя и присоединиться к Шри Чайтанье. Рупе это удается практически беспрепятственно, но Санатане ради достижения цели приходится преодолеть множество трудностей. Хуссейн Шах отказывается отпустить его, и Санатана вынужден бежать. По дороге его подстерегают всевозможные лишения и опасности, он едва не оказывается жертвой разбойников. В конце концов, вынеся множество испытаний, он приходит в Варанаси (Бенарес), где и находит Шри Чайтанью в доме одного из Его последователей. Пав к ногам Шри Чайтаньи, Санатана говорит Ему: «[Я] низкого происхождения, [я] низко пал, общаясь с низкими [людьми]. [Я] провалился в колодец материальных [наслаждений, и так] проводил дни. [О том, что] для меня благо, [а что] нет, ничего не знаю» (“nica jati, nica-sangi, patita adhama / kuvisaya-kupe padi` gonainu janama // apanara hitahita kichui na jani!” // Ш.Ч.Ч. Мадх. 20.99-100). Характеристика, которую дает себе Санатана, свидетельствует об ощущениях человека, осознавшего всю зыбкость и ненадежность мирского бытия. Дальше Санатана совершает важный религиозный акт, обращаясь к Шри Чайтанье как к духовному наставнику, тем самым «вручая себя» Ему. Санатана вопрошает: «Кто я? Почему я испытываю страдание трех [видов]? Не ведая об этом, как обрести благо? Не знаю, [как] спросить о том, какова воистину цель, [к которой я должен стремиться и что есть] средство [для ее достижения]. Смилостивись, открой всю истину» (`ke ami`, `kene amaya jare tapa-traya` / iha nahi jani  `kemane hita haya` // “sadhya`-`sadhana`-tattva puchite na jani / krpa kari` saba tattva kaha ta` apani”// Ш.Ч.Ч. Мадх. 20.102-103).  Прежде всего Санатана хочет знать об истинной природе своего «я» и о своем месте в бытии, он глубоко заинтересован в разрешении этих насущнейших для него вопросов («Кто я, почему страдаю и в чем мое благо?»). Далее Санатана вопрошает о цели, к которой нужно стремиться (sadhya), о средствах ее достижения (sadhana), и просит открыть ему истину (tattva) об этом. В соответствии с представлениями вайшнавских мыслителей, его вопросы охватывают область такого знания, которое не может быть получено человеком ни эмпирическим путем (pratyaksa), ни рациональным (anumana). Источником этого знания может быть только вербальное свидетельство (sabda), т.е. либо священный текст, либо откровение, либо слова достигшего совершенства духовного наставника.  Для Санатаны Шри Чайтанья – Сам Бог, т.е. одновременно и первое, и второе, и третье; поэтому Санатана с полным правом ожидает от Него исчерпывающих ответов на свои вопросы.

Далее: