Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Понятие Бхакти в Бенгальском Вайшнавизме

[стр. 5]

Вначале Шри Чайтанья раскрывает Санатане природу его «я». Однако этот ответ следует из объяснения природы сущего в целом,  поэтому для удобства изложения мы не будем на нем останавливаться. Наша цель - уяснить, какое место занимает в учении Шри Чайтаньи понятие бхакти, поэтому нам важнее сперва обратиться к той категориальной схеме, которой Шри Чайтанья предваряет ответ на вопрос Санатаны: «В Ведах говорится о самбандхе, абхидхее и прайоджане. Самбандха, которую следует постичь – Кришна, способ постижения – бхакти, Бхакти – имя абхидхеи, према – прайоджаны. Величайшее богатство премы – высшая цель для человека» (veda-sastra kahe - `sambandha`, `abhidheya`, `prayojana` / `krsna`- prapya sambandha, bhakti – praptyera sadhana // abhidheya-nama `bhakti`, `prema` - prayojana / purusartha-siromani prema maha-dhana // Ш.Ч.Ч. Мадх. 20.124-125).

         По сути дела, мы встречаемся здесь с той традиционной схемой, которую средневековые индийские комментаторы обычно использовали для уведомления читателя о «предмете» (abhidheya), «предназначении» или «применении» (prayojana) и «связи» (sambandha) комментируемого текста.  Степень выявленности самбандхи, абхидхеи и прайоджаны свидетельствовала о полноценности учения, которому был посвящен данный текст. По мнению В.С. Семенцова, это предварительное уведомление заключало несложную, но необходимую герменевтическую процедуру, позволявшую ответить на три вопроса: 1) что говорится в тексте? 2) зачем, с какой целью? 3) с какой точки зрения, т.е. в контексте какой более широкой совокупности представлений?  В «Шри Чайтанья-чаритамрите» эти понятия используется в несколько ином значении, хотя герменевтический смысл схемы сохраняется. Самбандха здесь - «взаимоотношения», «взаимосвязь» [сущего]; абхидхея – «средство», «способ достижения»; прайоджана – «предназначение», «цель». По словам Шри Чайтаньи самбандха есть Бог, абхидхея – бхакти, а прайоджана – према (preman – «любовь», а также «радость», «игра») . Основываясь на этих значениях, можно предположить, что Шри Чайтанья собирается сообщить Санатане 1) о Боге и о взаимосвязи в Боге всего сущего, 2) о бхакти как способе познания Бога и средстве достижения цели человеческого существования и 3) о преме как цели человеческого существования и подлинной сущности человека. Проследим тперь, как реализуется эта схема в «Шри Чайтанья-чаритамрите».

       Учение о самбандхе представляет собой онтологию бытия как сущего. В абсолютном смысле сущее есть Бог, который понимается как Высшее Существо, Абсолютная Личность – Бхагаван (bhagavan) (Ш.Ч.Ч. Мадх. 20.152-154). Апеллируя к священным текстам, Шри Чайтанья утверждает, что Бог есть Кришна: «Непосредственно или иносказательно, утверждая или отрицая, Веды  говорят лишь о Кришне» (mukhya-gauna-vrtti, kimva anvaya-vyatireke / vedera pratijna kevala kahaye krisnake // Ш.Ч.Ч. Мадх. 20.146). Бог в одно и то же время трансцендентен и имманентен свом манифестациям, которые лишены независимого существования и подчинены Ему (Ш.Ч.Ч. Мадх. 20.13). Для иллюстрации этого положения в «Шри Чайтанья-чаритамрите» приводится пример солнца и солнечных лучей: «Вместо солнца виден [солнечный] свет. [Но] без солнца свет не  существует сам по себе» (yaiche suryera sthane bhasayae `abhasa` / suryа vina svatantra tara na haya prakasa  // Ш.Ч.Ч. Мадх. 25.117).

Далее: