Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Понятие Бхакти в Бенгальском Вайшнавизме

[стр. 6]

Впоследствии Дживой Госвами и другими мыслителями эта идея была развита и оформлена в доктрину ачинтья-бхедабхеды-таттвы (acintya-bhedabheda-tattva), «непостижимой единораздельной сущности». В соответствии с этой доктриной, одинаково реальны как нераздельное единство всего сущего в Боге, так и множественность и многоообразие сущего. С одной стороны, такое состояние бытия невозможно помыслить как единовременное, и потому оно непостижимо – ачинтья (acintya), с другой стороны, оно вполне доступно описанию, «говорению», происходящему во времени, а потому не требует мгновенного совмещения противоречащих утверждений и может строится по принципу их последовательного сопоставления, например: «величайший из всех и наименьший из всех» и т.п.  Такой «дискурс» используется во многих традиционных текстах, например, в «Бхагавад-гите». 

        Поскольку, таким образом, доктрина ачинтья-бхедабхеда-таттвы признает реальность различенного бытия наряду с реальностью абсолютного единства, термин самбандха в значении «взаимосвязь» можно понимать как обозначение принципа структурности этого различенного бытия, предполагающего подразделение сущего на основные роды и их взаимосвязи. Баладева Видьябхушана, вайшнавский мыслитель 18 в., в своем комментарии к «Веданта-сутрам» перечисляет следующие пять сущностей - таттв (tattva - букв. «тойность»): Ишвара ( isvara) - Бог как Творец и Вседержитель; джива (jiva) - живое существо, индивид; пракрити (prakrti) - материальная природа; кала (kala) - время и карма (karman) – деятельность.  В этой схеме Бог, индивид и материальная природа связаны попарно, причем связь в каждой паре асимметрична. Бог связан с материальной природой временем, а материальная природа с индивидом – деятельностью. С помощью времени Бог властвует над материей, а она, в свою очередь, посредством деятельности властвует над индивидом. Связующий элемент между дживой и Ишварой отсутствует в картине самбандхи, что делает ее как бы незавершенной. Получается, что индивид связан с Богом лишь через время и материю, то есть опосредовано, а непосредственная связь с Ним утрачена. Если рассмотривать эту картину бытия не в объективно-отвлеченном плане, а в ценностно-смысловом, то суть ее такова: индивид, истинное предназначение которого – пребывать вместе с Богом в трансцендентном мире, опутан последствиями своей деятельности и находится в рабстве у майи (maya) (Ш.Ч.Ч. Мадх. 20.114). Его удел – самсара (samsara - от sаmsr - “двигаться по кругу”), странствие в материальном мире, которое выражается в постоянном переходе из одного тела в другое: “То возносясь в райские миры, то опускаясь в ад, [подобно] наказуемому, которого царь [то] погружает в реку, [то поднимает из воды]” (kabhu svarge uthaya, kabhu narake dubaya / dandya-jane raja yena nadite cubaya // Ш.Ч.Ч. Мадх. 20.118). Такое положение дел противоестествоенно и причиняет дживе страдание. Чтобы избавиться от страдания и возвратиться к естественному состоянию, индивиду необходимо восстановить недостающее звено между ним и Богом. Для этого ему нужно сначала получить знание о том, что есть Бог, что есть он сам и что есть майя, которую следует преодолеть.

Далее: