Его мысли всегда были сосредоточены на Всевышнем, и жизнь его свелась лишь к одной цели - закончить кармический цикл рождений.
В определеное время умер его отец, и сыновья разделили имущество. Думая, что их немой брат был не способен ни на что, они присвоили его частьь наследства. Они видели свой долг лишь в том, что что давали ему в пищу в том количестве, которое давало ему возможность существовать. Жены братьев были очень суровы с ним, заставляя его совершать почти непосильную работу. Если же он не мог справиться, они требовали от него работы и понисили его.
Он же не выказывал ни страха, ни беспокойства никогда не произносил ни одного слова.
Когда они его слишком донимали, он убегал из дома в лес и сидел под де-
ревом. Когда их зло проходило, он возвращался домой.
Однажды, когда жены его братьев особенно жестоко повели себя с ним, также Бхарата вышел из дома и сел под сенью большого дерева. В тот момент в паланкине проносили царя Рахугана. Один из зносильщиков внезапно ослаб и сподвижники царя стали оглядыватьььь в поисках того, кто мог бы заменить носильщика. Они подошли к Бхарате, который сидел под деревом. Видя, что он очень силен, они предложили ему эту работу.
Бхарата не отвечал. Но слуги царя уже схватили его и воодурзили на его плечи паланкин. Без единого слова Бхарата понес паланкин вместе с остальными. Царь, через некоторое время выказал недовольство тем, как его несли. И, обратившись к новому носильщику, он сказал:
- Дурак, отдохни же немного. Если у тебя болят плечи, то надо отдохнуть.
И тогда впервые в жизни Бхарата открыл рот, чтобы произнести:
- Кого же царь ты именуешь глупцом? Кого ты просишь положить паланкин? К кому ты обращаешься, говоря, что он тяжел? - Если обращаясь так, ты имеешь в виду эту гору мяса и костей, то она не имеет сознания, она не знает ни о каком износе, она не знает боли. Если ты обращаешься к уму, то можно сказать почти то же самое.
Но если же ты обращаешься к той реальности, которая находится в теле, о царь, разве может нетленная сущность души когда-либо устать, можно ли ее обидеть, опорочить, нанести ей увечье.
Лишь только потому, что я не хотел своим телом увечитььььь эти живые существа под ногами, я нем паланкин не очень ровно. Моя сущность - душа, никогда не была слаба, не была уставшей, она всегда существует и бессмертна.
Царь Рахугана, который очень гордился своими познаниями в религии и философии сошел с паланкина и упал перед Бхаратой, говоря:
- Прости меня, пожалуйста. Я не знал, что ты святой, и просил тебя понести меня.
Величайшее благословение для меня то, что я встретил тебя. Пожалуйста, научи меня Истине.
- О царь, отвечал Бхарата, для того, чтобы позннать, что есть твоя сущность, ты должен понять, что в этом временном мире ты не найдешь счастья.
Человек в этом мире облекает себя узами добрых и плохих поступков, творящих его карму, так как отождествляя себя с тремя гунами материальной природы: благостью, страстью и невожеством. В этот отождествдлении ум наш враг, через него происходит это отождествление. Человек страдает или наслаждается в соответствии со соими прошлыми действиями. Такими образом, ум также может быть причиной обусловленности кармой, так и причиной освобождения. Ум, освобожденный от обусловленности гунами материальной природы, принесет освобождение и покой.
Верхоный Господь Нарайана пребывает в сердце каждого. Он есть Сам Васу-дева, Кришна, так как Он есть прибежище всех существ.
Живые существа постоянно кружатся в этом колесе самсары, состоящем из повторения рождений и смертей. И это продолжается, благодаря контролю над чувствами, они освободятся от пут майи и познают себя как частичку Всевышнего.
Нет освобождения, доколе человек не освободит себя от собственного ума. Лишь ум обрекает нас на несчастья и иллюзию, на похоть, жадность, зависть, гнев и болезни. Все эти несовершенства сосредотачиваются в уме.
Покори же свой ум мечом знания и превратии его в дурга, сделав его помощником в поклонении Господу Кришне.
Господь - в Нем все знание, неизменность, чистота.
Ни изучением Вед, ни воздержанием и аскезами, ни благими поступками нельзя постичь это знание. Оно постижимо лишь тогда, когда сердце очищается любовью к Нему. Этот мир воистину подобен дремучему лесу, в котором блуждает человек.