Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Таттва-сандарбха

Раздел 3 (Текст 21 и 22) B) Прославление "Шримад-Бхагаватам" из "Гаруда-Пураны"

B) Прославление "Шримад-Бхагаватам" из "Гаруда-Пураны"
(Текст 21 и 22)

ТЕКСТ 21
Текст 21.1
В "Гаруда-Пуране" говорится: "Это самая полная [из Пуран]. Она передает суть "Веданта-сутры" и разъясняет смысл "Махабхараты", она является комментарием к гаьятри-мантре и подводит итог посланию Вед. Она изошла непосредственно от Личности Бога и подобна "Сама-Веде" среди Пуран. Это произведение из двенадцати песен, сотен глав и восемнадцати тысяч стихов называется "Шримад-Бхагаватам" ".

Текст 21.2
То, что "Бхагаватам" передает суть "Веданта-сутры", означает что этот труд является естественным комментарием к ней. Сперва это послание проявилось в уме [Шрилы Вьясадевы] в тонкой форме и было вкратце изложено в виде "Веданта-сутры"; позднее оно было изложено в развернутой форме, непосредственно как "Шримад-Бхагаватам". И поскольку "Бхагаватам" уже существует как самодостаточный авторский комментарий к "Веданта-сутре", подразумевается, что из комментариев, порожденных умами других, более поздних авторов, лишь те достойны внимания, которые согласуются с "Бхагаватам".

Текст 21.3
Фраза «Разъясняет смысл "Махабхараты" " означает, что здесь подтверждается смысл "Махабхараты", которую описывают следующим образом: "Говорится, что в "Махабхарате" заключен смысл всех писаний. В давние времена по замыслу Вьясадевы все полубоги во главе с Брахмой и великие мудрецы поместили на разные чаши весов "Махабхарату" и все остальные Веды. "Махабхарата" оказалась тяжелее. Поскольку она так велика (махаттват) и так весома (бхара-ваттват), ее называют "Махабхаратой" ". ["Махабхарата", "Ади-парва" 1.272-274]

Текст 21.4
Высшим смыслом "Махабхараты" также является трансцендентная Личность Бога. В "Махабхарате", в разделе "Мокша-дхарма", в главе "Нараяния" Джанамеджая так говорит об этом Веда-вьясе: "Из безбрежного океана сказаний "Махабхараты", вбирающего в себя сто тысяч стихов, ты вспахтал эту несравненную "Нараянию" мутовкой своей мудрости. О брахман, ты извлек бессмертный нектар подобно тому, как из йогурта взбивают масло, как с гор Малая приносят сандаловое дерево, как в процессе изучения Вед постигают Лесные Книги, а из лечебных трав добывают напиток бессмертия. "Нараяния" была поведана тобой, о хранитель аскезы, и исполнена рассказов о Господе Нараьяне."

ТЕКСТ 22
Текст 22.1
О том же говорится и в третьей песне "Бхагаватам": «Твой друг, великий мудрец Кришна Дваипаяна Вьяса, уже описал трансцендентные качества Господа в своем великом труде, "Махабхарате". Однако весь замысел ее написания в том, чтобы привлечь к кришна-катхе внимание основной массы людей, пользуясь их сильной привязанностью к слушанию мирских повествований". [Бхаг. 3.5.12].

Текст 22.2
Подобно этому "Бхагаватам" "является комментарием к гаятри-мантре". Так в Пуранах, таких как "Вишну-Дхармоттара-Пурана", подробно объясняется, как гаятри-мантра описывает Личность Бога. Это же будет показано ниже, при объяснении стиха "джанмадй асья" [Бхаг. 1.1.1]. "Ведартха-парибримхитах" значит "подводит итог посланию Вед", что сходно с такими утверждениями как, например, это: "Следует считать, что Веды завершаются Итихасами и Пуранами."

Текст 22.3
Фраза "подобна "Сама-Веде" среди Пуран" означает "лучшая из них", подобно тому как "Сама-Веда" - лучшая из Вед. Люди, обусловленные сильным влиянием гун страсти и невежества, могут не понимать, что другие Пураны также подводят к Личности Бога. И как "Сама-Веда" объединяет в одном послании и примиряет различные утверждения, относящиеся к трем разделам Вед, все Пураны, в конечном счете, прославляют того же самого Шри Бхагавана, чью славу утверждает "Бхагаватам". Как говорится: "Повсюду, и в Ведах, и в "Рамаяне", и в Пуранах и в "Махабхарате", в их начале, в середине и в конце поется хвала Господу Хари." ["Махабхарата", "Сварга-парва" 6.93] Позднее мы покажем это в "Параматма-сандарбхе".

Текст 22.4
Слова "она изошла непосредственно от Личности Бога" можно понять в свете стиха "касмаи ьена вибхашитах" из заключительной главы "Шримад-Бхагаватам" [Бхаг. 12.13.19]: "Это[, то есть "Бхагаватам",] было поведано Брахме Господом". Мы не станем подробно разбирать фразу "Это произведение из ... сотен глав" дабы слишком не затягивать это обсуждение. Таким образом мы приходим к выводу, что "Шримад-Бхагаватам" действительно достоин называться царем всех писаний, и что комментатор [Шридхара Свами] был прав, объясняя фразу "хема-симха-саманвитам" (вместе с золотым львом) [Бхаг. 12.13.13] как "помещенную на трон, украшенный золотыми львами". Поэтому "Сканда-Пурана" заключает, что "Шримад-Бхагаватам" - единственное писание, которое необходимо изучать, и что это лучшее из писаний.

Текст 22.5
Так в "Сканда-Пуране" сказано: "Какой смысл собирать сотни и тысячи других писаний? Если человек, живущий в кали-югу, не имеет дома книги "Бхагаватам", то как можно считать его ваишнавом? Даже, если это брахмана, и в век Кали у него нет "Бхагаватам", то такой брахмана еще хуже, чем собакоед. О, брахмана Нарада, где бы в кали-ьюгу ни присутствовал "Бхагаватам", туда нисходит господь Хари вместе с тринадцатью главными полубогами. О, мудрец, любой человек, ежедневно читающий с преданностью хотя бы один стих из "Бхагаватам", обретет благо, равное благу от изучения всех восемнадцати Пуран". ["Сканда-Пурана", "Вишну-кханда" 5.16.40, 42, 44, 331]
Поэтому, тем, кто в наши дни хочет понять, в чем состоит высшая цель жизни, следует изучать "Шримад-Бхагаватам".