Это протигьяя или торжественное введение темы. Атха то брахма джигьяса, сейчас пришло время думать о том, что такое абсолютная истина. И что такое абсолютная истина? Дальше в следующей теме, в следующей сутре дается определение этой абсолютной истины. Джанмади йасйа йатаха, она есть источник всего, причина всех причин. И дальше в шастре гьяне каким образом можно постичь эту причину всех причин. Каким образом можно понять что она собой представляет. Понять ее можно только через священные писания. Итак, ту саманвая, священные писания, в свою очередь, можно понять если понять, что этот брахман является основной темой всех священных писаний.
И, наконец, пятая сутра на которой мы немножечко подробнее остановимся. Больше я не буду вас мучить. Вот. Это первые пять сутр Веданта сутры, вот они в этих строчках. Пятая сутра звучит так – икшатер нашабда. Мы с вами вместе сейчас ее переведем эту сутру. Если вы думаете, что вы не сможете ее перевести, то вы ошибаетесь. Вы ее очень легко сможете перевести и более того, вы ее сможете правильно перевести в отличие от Шанкарачарьи, который не смог ее правильно перевести. Сейчас у вас будет возможность превзойти Шанкарачарью. У каждого из вас. Давайте попробуем подумать и посмотреть собственно что такое… Еще раз вспомним логику этих сутр. О чем сначала задается тема и мы будем говорить об абсолютной истине, дальше дается определение абсолютной истины. Абсолютная истина это источник всего того, что есть. Дальше каким образом можно понять и получить информацию об абсолютной истине, шастра йонитва, только через священные писания и этот брахман есть тема всех священных писаний. Дальше тут у нас есть, встречается знаменитое очень известное нам слово нашабда. Мы расшифровали санскрит и если делать нашабда, то получится наашабда. Что такое наашабда по вашему? Давайте попробуем догадаться. Что такое шабда?
- Шабда это звук что ли?
Шабда это звук и также еще что такое шабда? Шабда брахман.
- Знание.
Не совсем. Более специфически. Что такое шабда брахман? Шабда брахман это духовное знание или более специфически это священные писания опять же шастры. Шабда это священные писания которые несут в себе трансцендентный звук. Что такое ашабда?
- Отрицание.
Шабда это собственно да это отрицание. Ашабда, наашабда. И шабда значит также знание, постижение. Правильно сказали знание. Ашабда…
- А, непостижимое?
Непостижимое, правильно. А что такое на?
- Не.
Не. То есть иначе говоря тут говориться на ашабда. Что это значит?
- Не непостижимое.
Не непостижимое. Иначе говоря какой?
- Постижимый.
И кто постижим собственно, о ком идет речь?
- Икшата. Священные писания. Брахман.
Брахман. Брахман не непостижим.
- То есть постижим.
То есть постижим. Брахман не непостижим, то есть брахман можно постичь и это… Почему Шанкарачарье приходиться очень странно интерпретировать эту сутру? Потому что сама по себе она полностью противоречит его положению. Потому что он говорит: «Брахман не возможно постичь». Шанкарачарья начинает с того, что брахман непостижим, брахман не возможно постичь. Шрила Вьясадева говорит наашабда и комментаторы объясняют что такое вот это двойное отрицание. Они могли бы сказать просто ашабда, для чего тут дается двойное отрицание – не непостижим.
- Потому что кто-то будет говорить что он непостижим.