Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Вишну пурана

ГЛАВА VII

ГЛАВА VII

Парашара сказал:

1. Затем от сосредоточившегося ( Брахмы) родились наделенные разумом потомки-их тела и способности возникли от телесной   ( сущности Брахмы).

2. От членов мудрого ( бога) появились " познавшие поле". Это я уже поведал ранее.  Все они,

3. боги и другие существа, а также неподвижные ( предметы) пребывали как вместилище трех Качеств.

4. Но, поскольку эти существа-движущиеся и неподвижные, не размножались, мудрый ( бог) сотворил иных, наделенных разумом сынов, подобных себе.

5. ( Эти)-наделенные разумом Бхригу, Пуластья, Пулака, Крату, а также Ангирес,  Маричи,  Дакша,  Атри и Васиштха.

6. Они,   как утверждает Пурана,   ( являются)   девятью  ( новыми)     брахмами;

а Санандану и прочих   ( сыновей)   Брахма сотворил   ( еще)   прежде.

7. Но все они были равнодушны к мирским ( делам), безразличны к продолжению рода,   наделены Знанием,  лишены страстей и свободны от зависти.

8. (Поняв), что они равнодушны к творению в мирах, Брахма, наделенный великим Атманом,   пришел в ярость,   он был способен сжечь три мира.

9. От гнева Брахмы вспыхнула гирлянда огня,-и засверкали целиком все три мира,   о отшельник.

10. Из его пышущего гневом лба,   ( испещренного)  морщинами,   ( возникшими

от)

11. нахмуренных бровей, возник Рудра, сияющий, как полуденное солнце, громадный и свирепый, телом полуженщина-полумужчина. " Разделись",-сказал ему Брахма и вновь скрылся.

12. ( Выслушав его слова), ( Рудра) раздвоился, отделив свое женское естество от мужского, а затем мужское естество он разделил на одиннадцать частей,-

13. нежные и грубые, мирные и беспокойные; и женское естество божественный владыка разделил на многие части-темные и светлые, своим исконным обликом.

14. Потом ( Брахма) для защиты людей сотворил, о дважды-рожденный, владыку Ману ( по имени) Сваямбхува,-он был идентичен с исходной сущностью Брахмы.

15. Божественный властитель Ману Сваямбхува взял в жены женщину ( по имени)  Шатарупа,   очищенную аскезой от греха.

16. От этого мужа божественная Шатарупа родила двух (сыновей по имени)   Приямврата и Уттнапада и двух дочерей   ( по имени Прасути и Акути,

17. знающих дхарму и миловидных, наделенных благородными качествами; ( Сваямбхува) отдал Прасути ( в жены патриарху) Дакше, после того, как отдал Акути   ( патриарху)   Ручи.

18. Патриарх ( Ручи) взял ее в жены и родил от нее ( близнецов): ( дочь по имени) Дакшина ( Дарение) и наделенного великой силой сына по имени Яджна   (Жертвоприношение),   которые впоследствии вступили в супружество.

19. Дакшина и Яджна породили двенадцать сыновей, которые в (манванта-ре)  Ману Сваямбхувы назывались ямами.

20. Дакша и Прасути дали рождение двадцать четырем дочерям; выслушай от меня по порядку их имена:

21. Шраддха ( Вера), Лакшми ( Счастье), Дхрити ( Устойчивость), Тушти ( Удовлетворенность), Пушти ( Процветание), Медха ( Умственная энергия), Крийя   ( Ритуальное действие),   Буддхи   ( Сознание),  Ладджа   ( скромность),   Вапус (Тело), Шанти (Умиротворенность), Риддхи (Возрастание), Кирти (Слава),- этих тринадцать.

22. дочерей Дакши взял в жены владыка Дхарма, а остальные одиннадцать прекрасных младших дочерей

23. (носили имена):  Кхьяти   (Прославление),  Сати   (Верность),    Самбхути ( Сотождественность),  Смрити   ( Предание),   Прити   ( Приятность)   Кшама   ( Терпимость),  Саннати   ( Покорность),  Анусуя   ( Кротость),  Урджа   ( Бодрость),  Сваха ( Жертва богам),  Свадха   ( Жертва питарам).

24. Отшельники Бхиру, Бхава, Маричи, отшельник Анги-рас, Пуластья, Пулаха и избранный риши Крату,

25. Артри, Васиштха, Вахни ( огонь) и питары вступили в брак соответственно с Кхьяти и прочими   ( девами),   о лучший из отшельников.

26. От   ( дочерей Дакши)  Дхарма породил сыновей:  от Шрад-дхи-

27. ( сына по имени) Кама ( Желание), от Лакшми-( сына по имени) Дарпа ( Гордость),   от Дхрити-сына   ( по    имени)     Нияма     ( Сдержанность),    от    Туш-

ти-( сына по имени) Сантоша ( Довольство), от Пушти-( сына по имени) Лобха ( Алчность),   от Медхи-( сына по имени)  Шрута   ( Предание),   от Крийи-( сыновей

по имени)  Данда   ( Власть),   Ная   ( Благое поведение),  и Виная     ( Послушание),

от Буддхи-( сына по имени)   Бодха   ( Озарение),   от    Ладджи-( сына    по    имени)

Виная   ( Послушание),   от Вапус-

28. ( сына по имени) Вьявасая ( Настойчивость), от Шанти родился Кшема ( Безмятежность), от Сиддхи ( Совершенство)- Сукха ( Счастье), и от Кир-ти-Яшас   ( Почет).

29. ( Из них) Кама родил от ( своей жены) Нанди ( Радость) внука Дхармы (по имени) Харша (Веселье); женой Адхармы (Нечестья) была Химса (Насилие),   от нее он породил   ( сына по имени)  Анрита   ( Ложь),

30. и деву Никрити ( Бесчестье); от них ( родились сыновья) Бхая ( Страх) и Нарака ( Ад) и ( дочери) Майя ( Наважденье) и Ведана ( Боль); они вступили в супружество   ( со своими братьями).

31. ( От Бхаи) Майя родила губителя живых существ ( сына по имени) Мритью ( Смерть), а Ведана родила ( от своего мужа по имени) Раурава ( Ад) сына ( по имени) Духкха ( Страданье), детьми Мритью были Вьядхи ( Болезнь), Джара   (Старость),  Щока   (Печаль),  Тришна   (Жажда)   и Кродха   (Гнев).

32. Все они считаются приносящими страданье и отмечены нечестьем; все они без жен,   без детей,   без способности воспроизводить потомство.

33. Они, о сын избранного из отшельников,-грозные образы Вишну, вечно действующие причины гибели мира.

34. Правители людей,   наделенные великой долей Дакша,    Ма-ричи,    Атри,

Бхригу и другие-причины вечного творения   ( мира).

35. А Ману и их сыновья, доблестные и богатые цари,- герои, следующие

путем бытия,-причины постоянного сохранения   ( мира).

 

Майтрея сказал:

36. Поведай мне, о брахман, ( каков) исконный образ непрестанных сох-

ранений, непрестанных творений и непрестанных разрушений ( мира), о кото-

рых ты поведал.

Парашара сказал:

37. Бхагаван губитель Мадху, Властитель, чья сущность непознаваема, беспрестанно вершит эти творения, сохранения и гибели мира в образах этих   ( патриархов)   и Ману.

38. Гибель всех созданий, о дваждырожденный, бывает четырех родов: периодическая, связанная с первичной материей, абсолютная и непрестанная.

39. Периодическая ( гибель), называемая также брахмичес-кой, ( наступает) тогда, когда Господин мира ( Брахма) отходит ко сну; связанная с первичной материей гибель происходит тогда, когда мировое яйцо растворяется в первичной материи;

40. абсолютная гибель (наступает) тогда, когда йогин (путем) Знания ( растворяется) в высшем Атмане; непрестанная гибель ( являет собой) непрестанное разрушение всего рожденного-( это смена)   дня и ночи.

41. То творение, которое зарождается в первичной материи, считается связанным с первичной материей, то ( творение), которое ( наступает) после промежуточной гибели мира,   называется преходящим,

42. а творение, при котором, о лучший из отшельников, ежедневно рождаются живые существа,   прозревающие смысл Пуран,   называют непрестанным.

43. Так пребывающий во всех телах, обитель всех существ Бхагаван Вишну творит рождение,   сохранение и разрушение   ( мира).

44. И тот, кто превосходит эти три бразмические энергии-шакти Брахмы, состоящие из трех Качеств, идет в высшую обитель и не возвращается вновь ( в сансару).

Далее: