ГЛАВА VII
Парашара сказал:
1. Затем от сосредоточившегося ( Брахмы) родились наделенные разумом потомки-их тела и способности возникли от телесной ( сущности Брахмы).
2. От членов мудрого ( бога) появились " познавшие поле". Это я уже поведал ранее. Все они,
3. боги и другие существа, а также неподвижные ( предметы) пребывали как вместилище трех Качеств.
4. Но, поскольку эти существа-движущиеся и неподвижные, не размножались, мудрый ( бог) сотворил иных, наделенных разумом сынов, подобных себе.
5. ( Эти)-наделенные разумом Бхригу, Пуластья, Пулака, Крату, а также Ангирес, Маричи, Дакша, Атри и Васиштха.
6. Они, как утверждает Пурана, ( являются) девятью ( новыми) брахмами;
а Санандану и прочих ( сыновей) Брахма сотворил ( еще) прежде.
7. Но все они были равнодушны к мирским ( делам), безразличны к продолжению рода, наделены Знанием, лишены страстей и свободны от зависти.
8. (Поняв), что они равнодушны к творению в мирах, Брахма, наделенный великим Атманом, пришел в ярость, он был способен сжечь три мира.
9. От гнева Брахмы вспыхнула гирлянда огня,-и засверкали целиком все три мира, о отшельник.
10. Из его пышущего гневом лба, ( испещренного) морщинами, ( возникшими
от)
11. нахмуренных бровей, возник Рудра, сияющий, как полуденное солнце, громадный и свирепый, телом полуженщина-полумужчина. " Разделись",-сказал ему Брахма и вновь скрылся.
12. ( Выслушав его слова), ( Рудра) раздвоился, отделив свое женское естество от мужского, а затем мужское естество он разделил на одиннадцать частей,-
13. нежные и грубые, мирные и беспокойные; и женское естество божественный владыка разделил на многие части-темные и светлые, своим исконным обликом.
14. Потом ( Брахма) для защиты людей сотворил, о дважды-рожденный, владыку Ману ( по имени) Сваямбхува,-он был идентичен с исходной сущностью Брахмы.
15. Божественный властитель Ману Сваямбхува взял в жены женщину ( по имени) Шатарупа, очищенную аскезой от греха.
16. От этого мужа божественная Шатарупа родила двух (сыновей по имени) Приямврата и Уттнапада и двух дочерей ( по имени Прасути и Акути,
17. знающих дхарму и миловидных, наделенных благородными качествами; ( Сваямбхува) отдал Прасути ( в жены патриарху) Дакше, после того, как отдал Акути ( патриарху) Ручи.
18. Патриарх ( Ручи) взял ее в жены и родил от нее ( близнецов): ( дочь по имени) Дакшина ( Дарение) и наделенного великой силой сына по имени Яджна (Жертвоприношение), которые впоследствии вступили в супружество.
19. Дакшина и Яджна породили двенадцать сыновей, которые в (манванта-ре) Ману Сваямбхувы назывались ямами.
20. Дакша и Прасути дали рождение двадцать четырем дочерям; выслушай от меня по порядку их имена:
21. Шраддха ( Вера), Лакшми ( Счастье), Дхрити ( Устойчивость), Тушти ( Удовлетворенность), Пушти ( Процветание), Медха ( Умственная энергия), Крийя ( Ритуальное действие), Буддхи ( Сознание), Ладджа ( скромность), Вапус (Тело), Шанти (Умиротворенность), Риддхи (Возрастание), Кирти (Слава),- этих тринадцать.
22. дочерей Дакши взял в жены владыка Дхарма, а остальные одиннадцать прекрасных младших дочерей
23. (носили имена): Кхьяти (Прославление), Сати (Верность), Самбхути ( Сотождественность), Смрити ( Предание), Прити ( Приятность) Кшама ( Терпимость), Саннати ( Покорность), Анусуя ( Кротость), Урджа ( Бодрость), Сваха ( Жертва богам), Свадха ( Жертва питарам).
24. Отшельники Бхиру, Бхава, Маричи, отшельник Анги-рас, Пуластья, Пулаха и избранный риши Крату,
25. Артри, Васиштха, Вахни ( огонь) и питары вступили в брак соответственно с Кхьяти и прочими ( девами), о лучший из отшельников.
26. От ( дочерей Дакши) Дхарма породил сыновей: от Шрад-дхи-
27. ( сына по имени) Кама ( Желание), от Лакшми-( сына по имени) Дарпа ( Гордость), от Дхрити-сына ( по имени) Нияма ( Сдержанность), от Туш-
ти-( сына по имени) Сантоша ( Довольство), от Пушти-( сына по имени) Лобха ( Алчность), от Медхи-( сына по имени) Шрута ( Предание), от Крийи-( сыновей
по имени) Данда ( Власть), Ная ( Благое поведение), и Виная ( Послушание),
от Буддхи-( сына по имени) Бодха ( Озарение), от Ладджи-( сына по имени)
Виная ( Послушание), от Вапус-
28. ( сына по имени) Вьявасая ( Настойчивость), от Шанти родился Кшема ( Безмятежность), от Сиддхи ( Совершенство)- Сукха ( Счастье), и от Кир-ти-Яшас ( Почет).
29. ( Из них) Кама родил от ( своей жены) Нанди ( Радость) внука Дхармы (по имени) Харша (Веселье); женой Адхармы (Нечестья) была Химса (Насилие), от нее он породил ( сына по имени) Анрита ( Ложь),
30. и деву Никрити ( Бесчестье); от них ( родились сыновья) Бхая ( Страх) и Нарака ( Ад) и ( дочери) Майя ( Наважденье) и Ведана ( Боль); они вступили в супружество ( со своими братьями).
31. ( От Бхаи) Майя родила губителя живых существ ( сына по имени) Мритью ( Смерть), а Ведана родила ( от своего мужа по имени) Раурава ( Ад) сына ( по имени) Духкха ( Страданье), детьми Мритью были Вьядхи ( Болезнь), Джара (Старость), Щока (Печаль), Тришна (Жажда) и Кродха (Гнев).
32. Все они считаются приносящими страданье и отмечены нечестьем; все они без жен, без детей, без способности воспроизводить потомство.
33. Они, о сын избранного из отшельников,-грозные образы Вишну, вечно действующие причины гибели мира.
34. Правители людей, наделенные великой долей Дакша, Ма-ричи, Атри,
Бхригу и другие-причины вечного творения ( мира).
35. А Ману и их сыновья, доблестные и богатые цари,- герои, следующие
путем бытия,-причины постоянного сохранения ( мира).
Майтрея сказал:
36. Поведай мне, о брахман, ( каков) исконный образ непрестанных сох-
ранений, непрестанных творений и непрестанных разрушений ( мира), о кото-
рых ты поведал.
Парашара сказал:
37. Бхагаван губитель Мадху, Властитель, чья сущность непознаваема, беспрестанно вершит эти творения, сохранения и гибели мира в образах этих ( патриархов) и Ману.
38. Гибель всех созданий, о дваждырожденный, бывает четырех родов: периодическая, связанная с первичной материей, абсолютная и непрестанная.
39. Периодическая ( гибель), называемая также брахмичес-кой, ( наступает) тогда, когда Господин мира ( Брахма) отходит ко сну; связанная с первичной материей гибель происходит тогда, когда мировое яйцо растворяется в первичной материи;
40. абсолютная гибель (наступает) тогда, когда йогин (путем) Знания ( растворяется) в высшем Атмане; непрестанная гибель ( являет собой) непрестанное разрушение всего рожденного-( это смена) дня и ночи.
41. То творение, которое зарождается в первичной материи, считается связанным с первичной материей, то ( творение), которое ( наступает) после промежуточной гибели мира, называется преходящим,
42. а творение, при котором, о лучший из отшельников, ежедневно рождаются живые существа, прозревающие смысл Пуран, называют непрестанным.
43. Так пребывающий во всех телах, обитель всех существ Бхагаван Вишну творит рождение, сохранение и разрушение ( мира).
44. И тот, кто превосходит эти три бразмические энергии-шакти Брахмы, состоящие из трех Качеств, идет в высшую обитель и не возвращается вновь ( в сансару).