Другие сочетания, свободные от недостатков
Кроме случаев, упомянутых выше, бывают и другие обстоятельства, когда сочетания несовместимых рас не создают никаких нарушений.
Когда несовместимые анга-расы совместно питают анги-расу
Когда два враждующих друт с другом ученика сотрудничают в служении своему учителю, они забывают о своих разногласиях. Также, когда две подчиненные расы (анга-расы) действуют вместе в служении доминирующей расе (анги-расе), это не приводит к вирасате. даже если подчиненные расы обычно несовместимы.
Например, «Нанда Махараджа сказал, обращаясь к своей жене: «Дорогая Иашода, твой Сын Кришна нежен и хрупок, как цветок маллика, и, тем не менее, Он отправился убивать сильного, как гора, демона Кеши. Меня это немного беспокоит. Но как бы там ни было, да сопутствует удача моему сыну. Я занесу свою руку, мощную, как колонна, и убью демона Кеши, чтобы вернуть покой жителям Враджа-мандалы» (НП. с. 449).
Нанда Махараджа вначале выражает страх перед демоном (бхайанака), а затем проявляет браваду (йуддха-вира), желая защитить своего сына. Обычно, бхайанака несовместима с йуддха-вирой, но в данном случае это сочетание не влечет вирасаты, поскольку противоборствутощие расы действуют сообща в служении доминирующему настроению ватсалйи.
Преданный, как вместилище несовместимых настроений
Имеется много преданных - таких, как Иудхиштхира и другие, в которых проявляются признаки нескольких различных рас. Настроение Йудхиштхиры - это сочетание дасйи. сакхйи и ватсалйи. Хотя эти расы несовместимы, они проявляются не одновременно, а по отдельности, в зависимости от времени и обстоятельств. Таким образом, никаких нарушений вкуса не происходит.73
В адхирудха-махабхаве
В адхирудха-махабхаве, высшей точке мадхурйа-расы, различные противоборст-вутощие бхавы могут встречаться одновременно, не создавая вирасаты.1
Когда Кришна - ашрайа или вишайа всех двенадцати настроений
Иногда ачинтйа-шакти действует таким образом, что Кришна может чувствовать все расы одновременно. Таким образом, Кришна выступает как общий вишайа или ашрайа всех рас. В этом случае вирасата отсутствует.
Кришна как общий вишайа
Когда разные люди видят Кришну по-разному, такой контраст в расах приятен. Например: «Когда Кришна появился на арене жертвоприношения, устроенного Камсой, лицо жреца Камсы исказила ненависть [вибхатса-раса]. Над ареной повисли страх Камсы и его жреца [бхайанака-раса], а по лицам друзей Кришны пробегали быстро сменявшие друг друга
Некоторые преданные, привязанные к гйана-маргу, не согласны с тем, что шанта ж мадхурйа при смешении приводят к вирасате, даже когда у них разные ашрайи, но Рупа Госвами так не считает.
Пример этого мы можем найти в стихе БРС 3.5.23, описывающем непоколебимость любви Радхи и Кришны. Страх, нейтральная любовь, родительская привязанность, присутствующие здесь, обычно несовместимы с супружеской любовью, но в данном случае нарушения гармонии вкуса (вирасаты) не происходит.
выражения удовольствия и радости [сакхйа и хасйа-раса]. Злобных соперников Кришны охватило отчаяние {раудра]. Великие мудрецы погрузились в медитацию [шанта]. В глазах Деваки и других матерей стояли горячие слезы [ватсалйа и каруна], а у бывалых воинов волосы встали дыбом [вира]. Изумление переполнило сердца полубогов: Индры и других [адбхута]. Слуги пустились в пляс [дасйа], а юные девушки бросали по сторонам быстрые взгляды [мадхурйа]». Здесь описаны различные расы, но в данном случае их сочетание не приводит к несовместимости» (НП, с. 449).
Кришна как общий ашрайа
«Аналогичное утверждение, в котором отсутствуют признаки несовместимости, есть в «Лалита-мадхаве». Ее автор благословляет своих читателей: «Верховная Личность Бога, Кришна, способен поднять гору мизинцем левой руки, и, тем не менее, Он всегда кроток и смирен. Он неизменно добр к Своим любящим преданным. Он расстроил попытку Индры отомстить жителям Вриндавана, отказавшимся совершать Индра-йагйу. Он источник бесконечных наслаждений для всех юных девушек. Да будет Он сострадателен ко всем вам» (НП, с. 449).