Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Волны преданности

Гйана-кармадй-анавритам - не покрытое гианой и кармой

Гйана-кармадй-анавритам - не покрытое гианой и кармой

Мы уже говорили о двух второстепенных признаках (татастха-лакшанаj чистого преданного служения: (1) анйабхилашита-шунйам - оно свободно от скрытых корыстных мотивов, и (2) гйана-кармадй анавритам -- оно не покрыто стремлением к философским поискам или деятельности ради ее плодов. Эти второстепенные признаки дополняют главные отличительные черты и. таким образом, помогают отличить чистое преданное служение от обычного.

Гйана - философские поиски

Здесь не имеется в виду, что необходимо полностью исключить все философские размышления. Однако, если увлечение человека философией выходит на первый план, мешая его сосредоточенности на истинной бхакти. то оно заслоняет собой его преданность и лишает качеств, необходимых для выполнения чистого преданного служения.'7

«Таким образом, философские рассуждения должны, в конце концов, приводить к Кришне, к осознанию того, что Кришна есть все сущее, причина всех причин, и потому нужно предаться Ему. Если философствование приводит к этой высшей цели, его можно считать благоприятным для сознания Кришны, но если в результате философских рассуждений человек приходит к выводам философии пустоты или имперсонализма, то все эти рассуждения не имеют отношения к бхакти». (НП. стр. 23)

Карма - привязанность к выполнению религиозных ритуалов

Мы можем выполнять обычную общественную и религиозную деятельность, но это не должно оттеснять на задний план нашу непосредственную практику бхакти. Если эти действия отвлекают внимание человека от практики бхакти-йоги, например, от слушания и воспевания, то они покрывают его преданность и делают его неспособным совершать чистое преданное служение. «Многих людей очень привлекают ритуалы, описанные в Ведах. Однако, если человек просто привязан к ритуалам, не понимая при этом Кришны, его деятельность неблагоприятна для сознания Кришны» (НП, стр. 23).

17 Гйана - (философские измышления), обычно этот термин относится к развитию имперсонального знания, а не к знанию, направленному на достижение Кришны.

В качестве примера выполнения обрядов, которое не заслоняет собой преданное служение, можно привести простое соблюдение принятых в обществе обычаев. Так, Господь Чайтан ья предлагал пинду своему умершему отцу. 8

Примером деятельности, которая может покрыть преданное служение, является астрология. Хотя астрология иногда бывает полезна в каких-то делах, часто случается, что преданный постепенно все больше полагается на неизбежность исполнения предначертания, а не на могущество бхакти, а это покрывает его предание себя Кришне, препятствует ему.

Преданное служение подразумевает только девять видов деятельности: слушание, воспевание, памятование и т.д. Любая другая деятельность считается посторонней и может стать препятствием на пути к чистой преданности. Таким образом, чистые преданные все время должны быть бдительными и не позволять такой посторонней деятельности подавлять и оттеснять на задний план слушание, воспевание и т.д. «По сути дела, сознание Кришны может быть основано просто на слушании, повторении, памятовании и так далее... любая другая деятельность не благоприятствует сознанию Кришны. Помня об этом, нужно все время быть начеку и стараться избегать падений» (НП. стр. 23-24).

Ади - прочие устремления

Мы можем применить этот принцип к любым другим наклонностям, таким как отречение. йога и т.д. Человек может использовать эти методы, но они не должны перекрывать бхакти. Шрила Прабхупада заключает: «Различные формы так называемого отречения также неблагоприятны для преданного служения в сознании Кришны» (НП. стр. 24).

Вернемся к определению

Чистое преданное служение - это деятельность, направленная на удовлетворение Кришны, лишенная скрытых мотивов и не покрытая стремлением к философским поискам или материальной выгоде.

Определение уттама-бхакти (чистого преданного служения), которое дает Шрила Рупа Госвами, является совершенным. Каждое слово настолько точно, что невозможно спутать чистое преданное служение с чем-либо еще. Его определение не слишком узко и не слишком широко. Оно совершенным образом применимо для преданных всех уровней - и для тех, кто практикует преданное служение, и для тех, кто находится на высшей ступени.

цитаты, подтверждающие

Чтобы подтвердить свое определение чистого преданного служения Шрила Рупа Госвами цитирует стихи, начиная с известного стиха из «Нарада Панчаратры», описывающего беспримесное бхакти: сарвопадхи-винирмуктам... Шрила Прабхупада заканчивает свое введение кратким объяснением этого стиха.

18 Пинда - это ритуал, выполняемый после смерти, во время которого сын предлагает прасадам своему покойному отцу.

Отличительные черты чистого преданного служения