Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Волны преданности

Определение чистого преданного служения

Определение чистого преданного служения

С 19-й страницы Шрила Прабхупада начинает переводить и объяснять определение уттама-бхакти - чистого преданного служения. Этот стих - самый важный в «Бхакти-расамрита- синдху»:13

анйабхилашита-шунйам

гйана-кармадй-анавритам анукулйена кришнану-шиланам бхактир уттама

«Идя путем совершенного преданного служения, необходимо избегать любых материальных желаний, знания, основанного на философии монизма, и деятельности ради ее плодов. Чистый преданный постоянно служит Кришне, желая доставить Ему удовольствие» (ЧЧ. Мадхья, 19.167).

Иными словами, чистое преданное служение - это деятельность, направленная на удовлетворение Кришны, без скрытых мотивов и не покрытая стремлением к философским поискам или материальной выгоде.

Сварупа-Лакшана - Главные признаки

В «Нектаре Преданности» Шрила Прабхупада так переводит основные признаки чистого преданного служения: «Совершенное преданное служение проявляется в стремлении человека полностью погрузиться в сознание Кришны, занимаясь служением Господу позитивным образом» (НП. стр. 19).

Есть три основных признака чистого преданного служения: (1) оно совершается для Кришны, (2) это активная деятельность и (3) оно выполняется с желанием порадовать Кришну.

Кришна - преданное служение посвящается Кришне

Чистое преданное служение предназначено только для Кришны, а не для кого-либо еще. Из всех главных признаков этот наиболее существенный.

Утверждение, что преданность должна быть направлена только на Кришну и ни на кого другого может показаться очень уж узким. А как же быть с окружающими нас людьми, разве мы не можем любить и их тоже?

Мы должны любить только Кришну, но Кришна - не обычное живое существо. «Говоря о Кришне, мы имеем в виду Верховную Личность Бога вместе со всеми Его многочисленными экспансиями» (НП. стр. 22). Иными словами, объектами нашей чистой преданности должны быть Кришна и Его экспансии.

Этот стих является парибхаса-сутрой — «тезисом», который лежит в основе всей книги. В «Хари-намамрита-вйакаране» Джива Госвами определяет парибхаса-сутру как: анийаме нийама-карини парибхаса. «Парибхаса-сутра подразумевает существование правила или темы, в которых она содержится неявно». Другими словами, ней сформулирован контекст, в свете которого можно понять серию, казалось бы, несвязанных между собой утверждений, содержащихся в книге. Объяснение, которое Шрила Прабхупада дает этому стиху (БРС 1.1.11), в основном опирается на комментарий Дживы Госвами.

14 Словарь Найакоша определяет сварупа-лакшанам так: сварупамера лакшанам - то, что описывает наиболее существенные качества объекта или личности.

Шрила Прабхупада поясняет, что значит «многочисленные экспансии»: «Он распространяет Себя, принимая формы Своих полных неотъемлемых частей, Своих отделенных неотъемлемых частиц и Своих разнообразных энергий» (НП, стр.22).

Под «полными неотъемлемыми частями» подразумеваются все экспансии и инкарнации Господа, такие как «...Баладева, Санкаршана, Анируддха, Прадьюмна, Рама, Нрисимха и В арах а. а также в формы многих других воплощений и бесчисленных экспансий Вишну» (НП, стр.22). «Отделенные неотъемлемые частицы» - это живые существа, а «разнообразные энергии» - духовный и материальный миры.

Эти три категории включают в себя все существующее. Иными словами: «Кришна» означает все и включает в Себя все» (НП, стр. 22).

И все же, очевидно, будет преувеличением сказать, что чистое преданное служение может быть направлено на все, что угодно. Поэтому Шрила Прабхупада объясняет: «Однако обычно слово «Кришна» относится только к Самому Кришне и Его личным экспансиям... Итак, Кришна включает в Себя все эти экспансии, а также Своих чистых преданных» (НП, стр. 22). Двумя абзацами ниже Шрила Прабхупада добавляет атрибуты Кришны и Его трансцендентную обитель к истинным объектам чистой любовной привязанности преданного.

Вывод таков: Кришна - единственный объект чистой преданности. В результате такой однонаправленной любви, человек любит все, что непосредственно связано с Кришной.

Такой подход не слишком всеохватывающий и не слишком узкий.

Анушиланам - преданное служение является активной деятельностью

Чистая преданность предполагает совершение активного любовного служения Кришне. «Слово, которое в этой связи употребляет Шрила Рупа Госвами - анушшана, - означает «практика, основанная на следовании по стопам предыдущих учителей (ачарйев■)». «Практика» подразумевает деятельность. Одно сознание без деятельности не поможет нам» (НП. стр.20).

Анушиланам Преданное служение 

Правритти     Нивритти

Позитивное   Негативное

т£ю ум слоЬа те!до ум слоЬа

Шрила Прабхупада объясняет, что есть два аспекта анушиланам-. (1) правритти -выполнение деятельности, благоприятной для сознания Кришны, и (2) нивритти - избегать действий, неблагоприятных для сознания Кришны. Существуют три способа осуществления правритти и нивритти: с помощью тела, ума и слов (см. НП, стр. 20).

Кришна-ану-шиланам

Осуществление преданного служения возможно лишь по милости Кришны и Его преданных. Шиланам не может быть связана с Кришной, минуя ученическую преемственность (гуру-папампара). Таким образом, приставка ану- («то, что следует») соединяет слово шиланам со словом Кришна.

Те, кто следуют за Кришной, представляют собой гуру-парам пару. Мы выполняем преданное служение, повинуясь указаниям духовного учителя, принадлежащего к цепи ученической преемственности (гуру-парампаре), которая, в конечном итоге, следует указаниям Шри Кришны. Только таким образом наша деятельность может быть связана с трансцендентными желаниями Кришны.

Шрила Прабхупада объясняет: «Тело также можно использовать в разных видах служения, но вся эта деятельность должна быть связана с Кришной. Эта связь возникает, когда мы принимаем истинного духовного учителя, являющегося непосредственным представителем Кришны в цепи ученической преемственности». (НП, стр.20-21)

Посвящение, полученное от духовного учителя, придает чистоту и бескорыстие нашему служению. Без этого мы не можем быть связанными с Кришной и достоверно узнать, что именно необходимо делать для удовлетворения Господа.

Деятельность в преданном служении находится под контролем внутренней энергии

Так как вся деятельность в преданном служении направлена на удовлетворение Кришны, она непосредственно относится к Его внутренней духовной энергии. «Любая деятельность, совершаемая в преданном служении, то есть в сознании Кришны, находится под непосредственным контролем духовной энергии» (НП, стр. 21).

И сила, и вдохновение исполнять преданное служение исходят от Самого Кришны. Они берут начало в духовной энергии Кришны, нисходят по цепи ученической преемственности и вкладываются в наши сердца духовным учителем. Следуя за истинным гуру, мы соединяем свои энергию и деятельность с внутренней энергией Кришны. И таким образом они одухотворяются.

Шрила Прабхупада подводит итог: «Иначе говоря, энергия - это разновидность силы, и. по милости истинного духовного учителя и Кришны, эта сила может быть одухотворена» (НП. стр.21).

Анукулйена - с желанием порадовать

До сих пор Шрила Рупа Госвами определял преданное служение как деятельность для удовлетворения Кришны (кришна-ану-шшанам). Иногда, однако, случается так. что Кришне доставляет удовольствие деятельность тех. кто враждебно относится к Нему. Например, демоны порой радуют Кришну, предоставляя Ему возможность сражаться и защитить Своих преданных. Таким образом, они совершают деятельность, которая удовлетворяет Кришну. И все-таки, будет нелепо думать, что демоны занимаются преданным служением.15 Поэтому Шрила Рупа Госвами использует в своем определении прилагательное анукулйена (благожелательно).

Суть в том. что деятельность, которая доставляет удовольствие Кришне лишь случайно, не относится к чистому преданному служению. Она должна совершаться с намерением удовлетворить Кришну, иначе это не будет бхакти.

С точки зрения грамматики, слово анукулйена является прилагательным, употребленном в инструментальном падеже, то есть, оно неразрывно связано с существительным, к которому относится. Этим подчеркивается, что какую-либо деятельность можно отнести к преданному служению только в случае, когда она совершается в благожелательном, невраждебном настроении по отношению к Кришне.

Чтобы пояснить это, Джива Госвами приводит аналогию с воином и его оружием. Он говорит, что когда царь зовет стражу, ожидается, что караульные появятся, одетые должным

ъ Шрила Прабхупада отмечает, что «великие демоны Равана, Камса и Хираньякашипу всегда думали о Кришне, но думали как о своем враге. Такой образ мышления нельзя считать бхакти, сознанием Кришны» (НП, стр. 22).

образом, и вооруженные. Подобным же образом, кришна-ану-шшанам должно сопровождаться анукулйеной, благожелательным отношением. Эти два элемента определения бхакти неразрывно связаны, как царя, куда бы они ни шел, всегда сопровождает его свита.

В «Нектаре Преданности», однако, Шрила Прабхупада использует аналогию с воином и его оружием совсем в другом ракурсе. Он упоминает об этом в контексте пояснения слова кришна, говоря, что атрибуты, связанные с Кришной, также могут быть объектом чистого преданного служения.

Итак, подведем итог: преданное служение должно приносить наслаждение Кришне, и оно должно совершаться с желанием порадовать Кришну. Если какая-либо деятельность доставила Кришне удовольствие, но не предназначалась для этой цели, то ее нельзя назвать бхакти. С другой стороны, даже действие, которое не нравится Кришне, все-таки может быть чистым преданным служением, если оно совершается из любви. Лучшим примером этою является Мама Яшода, наказывающая Кришну. Таким образом, желание доставить удовольствие (анукулйена) играет важную роль при выполнении преданного служения.