Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Волны преданности

Определение садхана-бхакти

Определение садхана-бхакти

Шрила Прабхупада начинает Вторую Волну «Бхакти-расамрита-синдху» с обсуждения определения садхана-бхакти, данного Шрилой Рупой Госвами (см. НП, стр. 45). Изначальный стих приводится в «Чайтанья-чаритамрите» Шрилы Прабхупады (Мадхья 22.105):

крити-садхйа бхавет садхйа- бхава са садханабхидха нитйа-сиддхасйа бхавасйа пракатйам хриди садхйата

крити-садхйа - которое должно выполняться чувствами; бхавет - должно быть; садхйа-бхава -посредством чего обретается любовь к Богу; са - эта; садхана-абхидха - называемое садхана-бхакти, или практическое преданное служение; нитйа-сиддхасйа - вечно совершенная; бхавасйа - любви к Богу; пракатйам - пробуждающаяся; хриди - в сердце; садхйата - способность.

«Когда трансцендентное преданное служение, приводящее к любви к Кришне, совершается чувствами, оно называется садхана-бхакти или практикой преданного служения согласно правилам и предписаниям. Любовь к Кришне вечно пребывает в сердцах всех живых существ и пробуждается благодаря этой практике».

Другими словами, садхана-бхакти - это практика, выполняемая при помощи чувств, которая приводит к проявлению бхава-бхакти.

Шрила Прабхупада комментирует это определение, начиная с 3-го абзаца стр. 45 и до 1-го абзаца стр. 47.

Взаимосвязь садханы и бхавы

Как объясняет Шрила Прабхупада, слово «практика» (садхана) означает, что ум и чувства человека должны выполнять некую особую деятельность. Садхана-бхакти означает, что наш ум и чувства должны быть заняты какой-либо работой для Кришны, такой деятельностью, которая проявляет бхава-бхакти. Однако из этого не следует, что садхана-бхакти механически приводит к бхаве. Бхакти не является чем-то механическим, и ее невозможно обрести с помощью какого-либо механического метода. Только бхакти рождает бхакти.

Тогда как же все-таки садхана приводит к проявлению бхава-бхакти? Когда человек твердо придерживается практики садхана-бхакти, его сердце очищается. Постепенно возникает искреннее стремление служить Господу. А когда садхана сопровождается таким искренним стремлением, то она становится способной разбудить бхава-бхакти26. Поэтому, если преданный хочет добиться ощутимого успеха, он должен не допускать, чтобы его

 Слова "by his particular taste" («по их наклонностям» в русском издании «Нектара Преданности») можно также перевести - «в зависимости от их вкуса». (Прим. редактора).

Более подробно пробуждение бхава-бхакти обсуждается в начале 17-й главы «Волн Преданности».

садхана была бесстрастной и механической. Необходимо заниматься своей ежедневной

практикой преданного служения, горя желанием служить Кришне.

«Практика»

Как объясняет Шрила Прабхупада, термина «практика» недостаточно для полного описания процесса садхана-бхакти. Обычно это слово означает стремление овладеть каким-нибудь мастерством, которым человек до этого не обладал. Садхана-бхакти, однако, раскрывает нечто, уже находящееся в сердце. «Цель этой практики, однако, не в том, чтобы развить в себе нечто чуждое нашей природе» (НП, стр. 45). Шрила Прабхупада использует здесь свою собственную аналогию: «В ведической литературе описаны специальные методы, с помощью которых мы можем так занять свой ум и чувства, чтобы пробудить в себе дремлющее сознание любви к Кришне. Это напоминает пробуждение в ребенке после небольшой тренировки способности ходить» (НП, стр. 46).27

Далее Шрила Прабхупада приводит пример с доктором и пациентом. В этом мире живое существо безумно, так как занимается деятельностью, причиняющей ему страдания. Он сравнивает духовного учителя с психиатром, который возвращает в нормальное состояние психику пациента, предписывая ему необходимый режим. Духовный учитель возвращает изначальное здравое сознание ученика, предписывая ему практику садхана-бхакти.