Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Волны преданности

Уддипана

Уддипана

Уддипана дана-виры - видеть человека, достойного получить пожертвование.17 Другой уддипаной щедрости является Сам Кришна. Когда преданный видит Кришну, его сердце переполняется хорошими, добрыми эмоциями, состраданием, и он хочет доставить удовольствие Господу, помогая другим. «Если при виде Кришны у человека возникает желание принести что-нибудь в жертву, Кришну называют побудительной причиной щедрости» (НП с. 421).

Два вида щедрости

Щедрость (раздача пожертвований для удовольствия Господа) бывает двух видов: (1) адхйудайика - раздавать пожертвования брахманам, чтобы Кришна получил плоды этой благочестивой деятельности; (2) тат сампраданака - давать пожертвования непосредственно Самому Господу.

Адхйудайика

Адхйудайика - это желание принести Кришне благо, раздавая другим свое богатство, как делал Нанда Махарадж, одаривая брахманов при рождении Кришны (см. НП с. 421).

 

Адхйудайика - жертвование другим для удовольствия Господа

Притидана - жертвование Господу от любви

Пуджадана - пожертвования Господу в поклонении

Тат-сапраданака подразумевает совершение пожертвований непосредственно самому Кришне. «Того, кто полностью осознает величие Господа и готов пожертвовать всем ради Господа, называют сампраданакой, т.е. готовым пожертвовать всем ради Кришны» (НП с. 421).

Некоторые сведения из «Бхакти-расамрита-синдху» помогут читателю составить представление о дана-вира-расе. (1) Анубхава: давать пожертвований больше, чем следовало бы; беседовать со смехом, твердостью, остроумно и искусно; терпение (см. БРС 4.3.27). (2) Вйабхичари-бхава: витарка («контр-аргументы»), утсуката (воодушевление), харша (ликование) (см. БРС 4.3.28). (3) Стхайи-бхава: дана-утсаха-рати (стремление раздавать пожертвования) (см. БРС 4.3.29). (4) Вибхава: ашарйа-аламбана — тот, кто дает пожертвования. Вишайа-аламбана - Шри Кришна, либо как принимающий пожертвования, либо как получающий благо вследствие совершения пожертвования другим.

Тат-сампраданака также бывает двух видов: (1) притидана - пожертвование Кришне, совершенное с любовью, как проявление дружеских чувств, (2) пуджадана - пожертвование Кришне, совершенное в настроении поклонения.

Притидана-тат-сампраданака

Из чувства сильной дружбы к Господу Кришне Махарадж Йудхиштхира преподнес Ему все свое богатство и был обеспокоен, когда уже нечего было отдавать. Поскольку именно близкая дружба с Кришной пробудила в нем желание отдать все Господу, то это называется притидана (см. НП с. 421).

Пуджадана-тат-салтраданака

Махараджа Бали чувствовал, что Вамана был Верховным Господом, тем. кто больше всех достоин поклонения, и кому, в действительности, должны быть предназначены все пожертвования. Таким образом, это пуджадана (см. НП с. 422).

Отречение

В случае «щедрости», преданный - тот, кто дает, а Господь - тот, кто получает. В «отречении»: дающий - Кришна, а преданный - тот, кому дают что-либо. Преданный, однако, проявляет высочайшую чистоту, отказываясь от чего бы то ни было, предлагаемого Господом, даже от освобождения.

Шрила Прабхупада объясняет: «По-настоящему отреченный человек - это тот, кто готов всем пожертвовать ради Кришны, ничего не ожидая взамен. Такой преданный откажется от освобождения в любой форме, даже если Господь предложит ему его» (НП с. 422).

Стхайи-бхава

Стхайи-бхава отречения - это тйага-утсаха-рати - решимость отказаться от всего, кроме служения Кришне (сильное нежелание принять даже пять видов освобождения).21

Высказывание Дхрувы Махараджа из «Хари-бхакти-судходайи» - пример тйага-утсаха-рати - доблести в отречении. Хотя к нему пришли власть и несметные богатства, он был готов отказаться от них. Стих 3.15.48 из «Шримад-Бхагаватам» также являет пример тйага-утсаха-рати.