Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Волны преданности

Ваидхи-садхана-бхакти. Определение ваидхи-бхакти

Ваидхи-садхана-бхакти

Определение ваидхи-бхакти

Определение ваидхи-бхакти, данное Шрилой Рупой Госвами, Шрила Прабхупада переводит так: «Ваидхи-бхакти - это служение, совершаемое из чувства долга, когда человек служит Господу, выполняя волю своего духовного учителя или следуя указаниям священных писаний, и не имеет при этом привязанности к Господу или внутреннего побуждения к любовному служению Ему» (НП. стр. 48).

Важно отметить, что нам не следует недооценивать ваидхи-бхакти, поскольку она представляет собой любовный обмен между преданным и Господом, побуждает человека следовать указаниям гуру и ишстр. Таким образом, это одна из стадий чистого преданного служения.   

Побуждение следовать ваидхи-бхакти

Когда стремление заниматься садханой основывается не на естественном влечении к служению, а на чем-то еще, такое преданное служение называется - ваидхи-бхакти.

Шрила Рупа Госвами поясняет это цитатой из «Шримад-Бхагаватам» (2.1.5): «Шукадева Госвами советует Махарадже Парикшиту: «О, царь, если ты хочешь без страха встретить свою смерть, до наступления которой остается семь дней (ибо каждого в момент смерти охватывает страх ), то ты должен немедленно начать слушать о Боге, воспевать Его имена и постоянно памятовать о Нем» (НП, стр. 48).

В качестве наглядного примера ваидхи-бхакти может служить то, как Махараджа Парик-шит слушал «Шримад-Бхагаватам», так как импульсом к совершению преданного служения здесь является не естественное влечение к Кришне, а желание избавиться от страха смерти.31

Основной принцип ваидхи-бхакти

Побуждением к действию для ваидхи-бхакты служат правила и ограничения Вед, однако, в Ведах содержится бесчисленное количество различных правил, и многие из них кажутся противоречивыми. И каково же самое важное наставление, которому должен следовать ваидхи-бхакти ?

Шрила Рупа Госвами цитирует «Падма Пурану»:

смартавйах сататам вишнур висмартавйо на джатучит

Рагануга — это больше, чем просто спонтанное служение. Оно должно быть' мотивировано исключительно любовью и свободно от каких-либо других соображений - таких как, например, чувство благоговения и почтения, возникающее от осознания величия Господа. Если человек спонтанно желает служить Кришне, но все еще продолжает осознавать Его божественное Великолепие, такое служение все еще относится к ваидхи-бхакти - так как ограничено формальным этикетом, который всегда необходим во взаимоотношениях со Всемогущим. Рагануга-бхакти должна быть полностью свободна от подобных ограничений. Поэтому, в действительности, ее можно обнаружить только во Вриндаване.

Комментарий Шрилы Прабхупады по поводу бесстрашия охватывает три абзаца в «Нектаре Преданности», заканчиваясь перед цитатой из «Падма Пураны».

 сарве видхи-нишедхах сйур этайор эва кинкарах

«Всегда помни о Кришне и никогда не забывай Его. Все указания и запреты, упомянутые в шастрах, являются слугами этих двух правил».

Здесь описаны два принципа: (1) видхи - «правила» или «указания», (2) нишедха -«запреты» или «ограничения». Необходимо следовать правилам (видхи) и избегать запрещенных действий (нишедха). Следуя правилам, человек пЪлучает благо, а соблюдая запреты, избегает греховных реакций.

Суть всех ведических правил (видхи) - всегда помнить Кришну. Суть всех ведических ограничений (нишедха) - никогда не забывать Его: «Указание всегда помнить Кришну подразумевает запрет: Его никогда нельзя забывать. К этому простому приказу и запрещению сводятся все регулирующие принципы» (НП, стр. 50).

Следование этому единственному видхи дарует человеку такое же благо, как выполнение всех видхи. Соблюдение этой единственной нишедхи спасает его от всех дурных последствий, как, если бы он подчинялся всем нишедхам.

Это наставление применимо во всех случаях. Шрила Прабхупада переводит: «Названный регулирующий принцип распространяется на все варны и ашрамы - касты и уклады жизни... Постоянно помнить о Верховной Личности Бога и ни на мгновение не забывать Его -принцип, которому должны следовать все без исключения» (НП. стр. 50).

Если кто-то выполняет все правила и ограничения системы варн и ашрамов, но при этом не следует принципу «всегда помнить Кришну и никогда не забывать Его», то его усилия потрачены впустую. Он не получит ни блага, ни зашиты и лишится своего положения.

В подтверждение Шрила Рупа Госвами цитирует «Шримад-Бхагаватам» (11.5.2-3): «Четыре сословия, на которые делится общество - брахманы, кшатрии, ваишйи и шудры, возникли из разных частей вселенской формы Господа... Аналогичным образом, саннйаси вышли из головы, ванапрастхи - из рук, грихастхи - из талии, а брахмачари - из ног... Здесь имеется ввиду, что каждый человек обязан действовать в соответствии с занимаемым положением, и либо его деятельность будет приносить удовлетворение Верховной Личности, либо он лишится своего положения» (НП, стр. 51).j2

Досконально исполняя свои обязанности в рамках варнашрама-дхармы, мы можем достичь мирового признания или райских наслаждений, но даже, если человек полностью пренебрегает всеми этими правилами и ограничениями, он может обрести упомянутые благословения, просто всегда памятуя о Кришне и никогда не забывая Его. В связи с этим, Шрила Рупа Госвами приводит стих из «Шримад-Бхагаватам» (11.27.49): «Если люди просто смогут поклоняться или помнить Господа, то автоматически они обретут счастье, как в этом мире, так и в следующем» (НП, стр. 53).

Нужны ли другие ведические предписания?

«Всегда помни Кришну...» - это самое важное наставление Вед. Однако, нам не следует поспешно отвергать другие предписания. Они могут быть полезны в исполнении ваидхи-садханы. при условии, что будут усиливать наше памятование о Кришне. В этом случае такие правила и ограничения, способствуя очищению садхаки. помогают ему сосредоточить свои мысли на Кришне и. в конечном итоге, достичь према-бхакти.

Следующие четыре абзаца в «Нектаре Преданности» вплоть до цитаты из ШБ 11.27.49 являются комментариями Шрилы Прабхупады на ШБ 11.5.2-3.

Шрила Рупа Госвами подтверждает это цитатой из . Шарада-Панчаратры»: «Любую, одобренную богооткровенными писаниями деятельность, цель, которой - удовлетворение Верховной Личности Бога, святые учители причисляют к регулирующим принципам преданного служения. Тот, кто постоянно занимается таким служением Верховной Личности Бога под руководством истинного духовного учителя, постепенно достигает уровня служения Богу в чистой любви» (НП, стр. 53-54).