Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Волны преданности

Восточный Океан. Разновидности преданного служения. Первый стих.

Восточный Океан

Бхагавад-бхакти-бхеда: Разновидности преданного служения

Первая волна: Саманйа-бхакти - Общее описание преданного служения Введение - Глава 1 «Нектара Преданности»

Вторая волна: Садхана-бхакти - Практическое преданное служение Главы 2-16 «Нектара Преданности»

Третья волна: Бхава-бхакти - преданное служение в экстазе Главы 17-18 «Нектара Преданности»

Четвертая волна: Према-бхакти - Преданное служение в любви к Богу Глава 19 «Нектара Преданности»

Анализ введения «Нектара Преданности»

Во введении к «Нектару Преданности» отчетливо выделяются три основные темы:

(1) мангалачаранам «Бхакти-расамрита-синдху». (2) краткое описание содержания книги и

(3) авторитетное определение чистого преданного служения.

Мангалачарана

Мангалачарана - это вступительная молитва о даровании благословений. Таковы первые слова Шрилы Прабхупады во «Введении»: «молитва об успешном завершении начатого дела» (НП. стр. 17).

Кришнадас Кавирадж Госвами объясняет, что мангалачарана выполняет три функции: (1) определяет цель книги, (2) предлагает почтительные поклоны, (3) дает благословения.9

9 ЧЧ, Ади 1.22: «Обращение включает в себя три момента: определение темы, предложение благословений и предложение почтительных поклонов». ЧЧ, Ади 1.20: «В начале этого повествования (.мангалачарана), просто вспоминая о духовном учителе, преданных Господа и Верховной Личности Бога, я призывал их благословения».

Итак, мангалачарану Шрилы Рупы Госвами составляют первые шесть стихов «Бхакти-расамрита-синдху».

Первый стих

Первый абзац «Введения»

Первый стих «Бхакти-расамрита-синдху» указывает на цель книги - Господа Шри Кришну. Он является Верховной Личностью Бога, потому что Он - вместилище всех рас (акхша-расамрита-муртих).

Шрила Прабхупада перевел этот стих в «Чайтанья-Чаритамрите»:

акхша-расамрита-муртих

прасримара-ручи-руддха-тарака-палих калита-шйама-лалито

раоха-прейаи видхур джайати

«Слава Шри Кришне, Верховной Личности Бога! Своей постоянно увеличивающейся привлекательностью Он покорил го пи по имени Тарака и Пали и пленил Шьяму и Лалиту. Он самый очаровательный возлюбленный Шримати Радхарани и источник наслаждения во всех вкусах (расах) любовных взаимоотношений» (ЧЧ. Мадхья, 8.142)

Кришна - источник всех рас

Высшим аспектом Кришны является Его сладость и обаяние Его личности, а не величие и власть. В «Чайтанья-Чаритамрите» (Ади 2.29) Шрила Прабхупада объясняет это, сравнивая Господа Нараяну с судьей Верховного суда. Судья - величественный и могущественный в зале суда, себя полностью проявляет только в стенах своего дома. Там он раскрывает все сокровенные и привлекательные черты своего характера: послушный и верный сын для престарелых родителей, для своих друзей закадычный друг, а для супруги - пылкий возлюбленный.

Точно также, когда Господь Нараяна исполняет роль Бога-Творца. Он обнаруживает только Свое величие и могущество. Однако, только дома во Вриндаване, Его удивительный сладкий характер расцветает во всей полноте. Поэтому Шрила Рупа Госвами именно Кришну во Вриндаване называет акхила-расамрита-мурти, и избирает Его целью «Бхакти-расамрита-синдху» .10

Кришна - Тот, кто привлекает гопи

«Своим притягательным вселенским и трансцендентным обликом Он пленил всех гопи, возглавляемых Таракой, Паликой, Шьямой и Лалитой и. наконец, Шримати Радхарани» (НП. стр.17).

Шрила Рупа Госвами перечисляет пять различных гопи в порядке возрастания их привязанности к Кришне: Тарака и Палика. Шьяма и Лалита. и Шримати Радхарани. Своим сияющим, привлекательным обликом Кришна «покоряет» Тараку и Палику, властвует над ними. Кришна «пленяет» Шьяму и Лалиту; Он вводит их в тесный круг Своего общения. Шримати Радхарани - больше всех дорога Кришне. Он становится ее покорным возлюбленным (рабха-прейан). Такова ни с чем не сравнимая сила ее преданности.11

10        Акхила-расамрита-мурти означает, что Кришна является полным воплощением всех рас. В «Нектаре Преданности» Шрила Прабхупада переводит акхила-мурти как «вместилище всех рас» (стр.17). (iакхила - полный, каждый, все; раса-амрита - нектарные вкусы; мурти - воплощение, форма).

11        «Бхавишйа-пурана» упоминает Тараку и Палику наряду с Шьямой, Лалитой и Шримати Радхарани среди десяти самых важных гопи, участвующих в танце раса (См. БРС 1Л Л, комментарий Дживы Госвами).

Таким образом, Кришна, возлюбленный Шримати Радхарани и источник всех рас. является целью и предметом изучения «Бхакти-расамрита-синдху».