Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 4 ------

Боги, облеченные в плоть. Боги, воплощенные в камне - Страница 4

они занимают место, которое по праву принадлежит одному Богу, и им служат, возносят хвалу, выражают благоговение, что следовало бы делать лишь в отношении Бога, как этого он сам требует от нас. Тем самым игнорируется авторитет Бога и попирается добродетель проистекающая из знания о Его величии и власти над сотворенным им разумным существом."

О том же свидетельствует и Дж.Н. Фаргюхар, который цитирует одного индийского реформатора-иконоборца: "Как бы ни уверяли нас защитники идолопоклонства в том, что поклонение материальным предметам представляет собой лишь способ сосредоточения помыслов на Едином Истинном Духовном Боге, упрямый факт остается фактом: идолопоклонники действительно верят в то, что некоторые из идолов являются воплощениями Бога, называемыми "арчаватарами" (воплощениями, предназначенными для поклонения), а не просто символами..."

Представления вайшнавов о Боге действительно отличаются точность и недвусмысленностью (потому-то и существует возможность его изобразить). Что же касается различных обвинений, то я хотел бы отметить , что в гаудия-вайшнавской традиции эти представления имеют теологическую основу, исключающюю какую бы то ни было сентиментальность и выводящюю нас за рамки "отрицающих теологий" христианского и адвайтистского толка в мир трансцендентного.

Для начала я приведу несколько стихов их "Брахмасамхиты"(5.29-33), чтобы дать возможность яснее представить ту концепцию, о которой идет речь:

"Я поклоняюсь Говинде, предвечному Господу, источнику всего сущего. Он пасет коров, исполняющих все желания, в обители , созданной из духовных самоцветов, где всюду растут деревья желаний (калпа - врикши) и где тысячи лакшми (или гопи) служат Ему с любовью и благоговением.

Я поклоняюсь Говинде, предвечному Господу, виртуозно играющему на флейте. Его глаза прекрасны точно распустившиеся лепестки лотоса, в Его волосах павлинье перо, а прелесть Его тела цвета грозовой тучи пленяет сонмы Купидонов.

Я поклоняюсь Говинде, предвечному Господу, на чьей груди покачивается цветочная гирлянда и сияет прекрасное ожерелье с лунным камнем. Его руки украшают флейта и драгоценные каменья. Он непрестанно наслаждается любовными играми, а Его великолепная, трижды изогнутая форма Шьямасундары вечна и нетленна.

Я поклоняюсь Говинде, предвечному Господу,чья трансцендентная, ослепительно прекрасная форма исполнена блаженства, знания и вечности. Каждая из частей Его трансцендентного тела наделена возможностями всех других частей. Он -свидетель , хранитель и источник существования мирриад духовных и материальных вселенных.

Я поклоняюсь Говинде, предвечному Господу, который доступен для чистых преданных и остается непостижимой загадкой для штудирующих Веды. Он лишен двойственности и непогрешим. Его форма бесконечна, и хотя Он Пуруша, изначальная причина всех причин, Он вечно остается цветущим юшошей."

В этих шлоках Бог предстает в конкретном, наделенном разнообразными чертами облике. Он -личность, обладающая телом определенного оттенка, Он стоит в характерной для Него позе, на Нем особые украшения. Он находится в поражающей своим изобилием духовной обители. Все это свидетельствует о том, что Бог, вне всяких сомнений, обладает именем, формой, качествами, что Он вступает в различные отношения и что Он разносторонне деятелен. Кроме того, все эти черты Его личности "трансцендентны", т.е. по своей природе весьма отличны от имен, форм, качеств, отношений и деятельности, существующих в материальном мире.

Хотя личность Бога исполнена многообразия, в этом многообразии нет места двойственности. Духовная форма Бога имеет природу абсолютного единства. В отличие от обусловленных душ, для Кришны не существует разницы между душой и телом, между частями тела и их обладателем, между атрибутами и их владельцем. К тому же, каждая часть тела Бога наделена функциями всего целого. По словам Бхактисиддханты Сарасвати, тело Кришны -это "концентрированный" Брахман.

Приверженцам столь детализированного описания Бога конечно же приходится выслушивать со стороны своих оппонентов как на западе, так и на востоке, упреки в том, что они, дескать, привносят свои мирские представления в сферу духовного. В ответ на это, мы со всей решимостью заявляем, что наши представления о теле Кришны -не результат антропоморфизма. Напротив, человеческое тело является "теоморфным" -созданным по образу и подобию истинной формы Бога. Однако, достаточно одного лишь упоминания о "духовной форме", чтобы породить реакцию непонимания среди наших оппонентов, которые никак не могут взять в толк, как можно сравнивать столь разные, казалось бы, понятия. Они привыкли думать, что дух представляет собой что-то абстрактное, прямо противоположное конкретному и определенному -нечто запредельное и неимеющее ничего общего с телом и чувствами.

Духовный поиск через отрицание является , на мой взгляд, характерной чертой одной из стадий или промежутка в развитии религии в обществе, и в разных ипостасях эта черта присутствует во всех основных религиозных традициях. На этой стадии выделяются как бы две сферы: сфера субъекта(т.е. человека, занятого духовными поисками) и сфера объекта(т.е. цели духовных поисков -божественного). Сферу субъекта характеризуют аскетизм и умершвление плоти, а для сферы объекта характерно осмысление божественного путем постепенного абстрагирования или отрицания (виа негатива). Эта стадия отрицания представляет собой реакцию на материализм, потест против такого образа жизни, при котором основное внимание уделяется погоне за (преходящим) счастьем в виде чувственных удовольствий. Сфере субъекта материализма зачастую присуще полное отрицание чего бы то ни было божественного. Но в то же время существуют так называемые материалистические религии, в которых объектом поклонения служат деваты -полубоги или подобные им

Навигация:

Страница 6
Страница 5
-- Страница 4 --
Страница 3
Страница 2