Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 9 ------

Боги, облеченные в плоть. Боги, воплощенные в камне - Страница 9

конце концов поймет, что причиной всех ее страданий является материалистичная жизнь в погоне за чувственными удовольствиями, то тогда она может обратиться к методу игнорирования чувств и отречения от их объектов. Это стадия гьяны. С точки зрения преданного такая позиция неверна, поскольку в этом случае причиной страданий считаютя сами чувства, а не злоупотребление ими. Гьяни решает полностью избавиться от тела, ума и чувств, видя в них источник своих страданий.

Однако, простое подавление ума и чувств, без их очищения, не дает гьяни преимущества над карми в том, что касается постижения личности Бога. С другой стороны, бхакта не использует чувства и объекты чувств для наслаждения и не отрекается от них: он занимает и то и другое в служении Господу. Так, используемые в служении Богу чувства и их объекты сбрасывают покров иллюзии и преобразуются в дух от соприкосновения с Богом. В Бхагавад Гите (4.24) сказано, что подношение, совершающий подношение и сам акт подношения - все становится духовным (Брахманом), когда подношение совершается для Всевышнего. В комментарии к этому стиху Прабхупада объясняет этот процесс одухотворения следующим образом: "Здесь, в Гите, говориться, что сознаие Кришны способно вылечить обусловленную душу, которая погружена в материальное. Этот процесс обычно называется "ягья", или деятельностью (жертвоприношением), совершаемой ради удовольствия Вишну или Кришны. Когда какие-либо действия в материальном мире выполняются в сознании Кришны, т.е. исключительно для Вишну, тогда, пропорционально этому, все вокруг одухотворяется, будучи задейсвованным в этом процессе. Брахман означает "духовное". Господь духовен, и лучи, исходящие от Его тела, называются брахмаджьоти, духовным сиянием. Все сущее расположено в этом брахмаджьоти, но когда джйоти покрывает иллюзия наслаждения чувств (майа), оно именуется материальным. Этот материальный покров может быть немедленно сброшен с помощью сознания Кришны. Таким образом, подношение, сделанное для Кришны, орудия подношения, процесс подношения, совершающий подношение и полученный результат -все вместе является Брахманом, Абсолютной Истиной. Покрытая маей, Абсолютная Истина называется материей. Но материя, задействованная в служении Абсолютной Истине вновь обретает свои духовные свойства. Сознание Кришны -это процесс преобразования покрытого иллюзией сознания в Брахман."

Практика арчаны в преданном служении является высокоэффективным методом использования материи на служение Абсолютной Исине. Благодаря этому, чувства преданного очищаются, и когда они окончательно восстанавливаются в своем изначальном состоянии, к преданному возвращается способность полноценно общаться с Богом. Полностью погрузившись в служение Божеству, преданный вступает в вечную жизнь. Еще находясь в этом мире, он уже вошел в царство Бога и его деятельность в преданном служении не влечет за собой никаких кармических последствий. Служение преданного -это действие, которое одновременно является бездействием, также, как и та форма, которой он служит, является формой Бес-форменного. К такому преданному автоматически приходит освобождение, как своего рода побочный продукт.

Изобилие конкретных, живых подробностей в изображении Бога, столь характерное для вайшнавской литературы и воплощенное в установленных в вайшнавских храмах Божествах, разумеется служит благодатной почвой для возникновения разного рода неверных представлений. Именно поэтому Рупа Госвами предостерегает нас, цитируя "Падма Пурану", где говорится, что трансцендентная сущность имени Кришны, Его формы, качеств и развлечений недоступна для наших оскверненных материей чувств; лишь чувства очищенные преданным служением способны ощутить эту трансцендентную природу. Для человека, чьи чувства осквернены, арча мурти кажется всего лишь безжизненной статуей, также, как и лила Радхи и Кришны для него не более чем сексуальные отношения. Тем не менее, для преданного, который обладает духовным сознанием, эти подробности, раскрывающие все великолепие духовного многообразия, дают пищу для чувств, тем самым очищая их.

Принимая во внимание все вышесказанное, было бы неправильным, с одной стороны, считать изображение или описание Бога метафорическим или символическим. С другой стороны, не менее ошибочно считать их материальными. Что же тогда в действительности означают такие слова как "форма", "синеватый", "гирлянда", "флейта" и т.д., когда с их помощью описывают Бога? Их значение может быть либо буквальным, либо нет.

В ответ на это нужно сказать, что все эти слова приобретают свое буквальное значение лишь в том случае, когда ими описывают Бога. Наши же материальные представления имеют мало общего с буквальным значением этих слов. Ведь царство Бога является истиным, изначальным миром, тогда как этот мир представляет собой всего лишь его имитацию или отражение. Но, несмотря на это, Бог может явить себя в этом мире в звуковой форме или в виде Божества, и сосредоточив ум и чувства на словах, описывающих Бога, и на изображении Бога, человек может постепенно очистить их и в конце концов ему откроется буквальное значение. Такое откровение происходит на одной из стадий преданного служения, называемой "бхавой". На этой стадии преданный осознает, что между Богом, Его именем, изображением и описанием нет никакой разницы. Это позволяет стереть границу, разделяющую имя и носящего это имя, изображение и изображаемый объект. Тождество слова и объекта являет такую степень близости между предметом и обозначением, какую невозможно адекватно передать даже термином "буквальное значение".

Итак, даршана как теория и даршана как практика, связанные с поклонением Божеству в храме, составляют вместе гармоничное сочетание, дополняя друг друга. Теология, которая рассматривает Бога как личность, наделенную

Навигация:

Страница 1
Страница 10
-- Страница 9 --
Страница 8
Страница 7