Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 10 ------

Встреча с Господом Вселенной - Страница 10

черными зрачками Своих огромных глаз.

Рассказывают, что царь Индрадьюмна заказал три Божества Вишвакарме, архитектору полубогов. Нетерпеливый царь взглянул на работу раньше, чем скульптор ее завершил, таким образом нарушив свое обещание. Рассерженный Вишва- карма бросил работу, и Индрадьюмне пришлось устанавливать Божества такими, какие они получились. Мы знаем, однако, что Кришна намфенно проявил Себя в таком виде, и в этом нет ничего странного. Человек с духовным видением может понять, что Божество Джаганнатхи неотлично от Самого Кришны. Один преданный как-то обратился к Шриле Прабхупаде, положившему начало поклонению Божествам на Западе, со следующими словами: «Джаганнатха выглядит иначе, чем Кришна». «Да? — спросил Прабхупада. — Ты думаешь, что Он выглядит иначе?»

Божество Кришны — это Сам Кришна, и возвышенный преданный хорошо понимает это. Кришна являет Себя в образе Божества специально для тех из нас, кто неспособен увидеть духовную форму Господа. Бог — не дерево и не камень, Он дух. Но Он может явить Себя в дереве или камне. Так как мы можем видеть и прикасаться только к дереву или камню, Бог из милости к нам являет Себя в виде Божества, арчи, чтобы мы могли Его видеть и служить Ему. Богу не составляет труда превратить материю в дух или дух в материю. Таким образом, поклонение Божествам в корне отличается от поклонения идолам, человеческим поделкам — жалким подобиям Бога. Но я вернусь к этому вопросу позже.

Я сам встретился с Господом Джаганнатхой летом 1968 года, еще до того, как я увидел Его преданных, открывших Его мне. Я только что завершил первый год работы над диссертацией по религиоведению. Мое изучение религии было далеко не академическим. На моих глазах рушились ценности западной Цивилизации, и это представляло собой величайшую угрозу не только для всей нашей культуры, но и для меня. Религия находится в упадке по крайней мере в течение пяти столетий, но все попытки подыскать ей светские заменители провалились. Я видел, что разумные, тонко чувствующие люди не имеют никаких убеждений, а верующие проявляют фанатизм, который служит чем-то вроде защитной реакции на их собственный беспредельный нигилизм. Мне нужно было сделать выбор, но ни та, ни другая позиция меня не устраивала. Я решил изучать

религию для того, чтобы выяснить, нет ли каких-нибудь решений за пределами современной западной культуры.

В том году я изучал индуизм под руководством ученого свами имперсоналистской школы философии. Я обнаружил, что его учение привлекает меня. Он учил, что вечная истина, называемая в Ведах Брахманом, «есть отрицание всех атрибутов и отношений». Если мы сумеем разрушить иллюзию множественности, то осознаем наше тождество с Брахманом и обретем освобождение.

Определение Брахмана через отрицание всего сущего, казалось мне правдоподобным, так как мало чем отличалось от атеистического или нигилистического взгляда на реальность, которого я придерживался. Думать, что за пределами этого мира нет ничего, и думать, что за пределами этого мира существует Брахман, лишенный качеств, практически одно и то же. Идея Брахмана, однако, сулит окончательное освобождение от страданий этого мира.

Я также был наслышан о карма-йоге и бхакти-йоге как средствах достижения безличного освобождения. Мой учитель говорил, что бхакти — это поклонение Богу в личностной форме, которое в конце концов завершится, когда ученик поймет, что различие между ним самим и Богом иллюзорно. Тем летом я на практике пытался применить учение свами о карма-йоге.

Я работал на консервной фабрике в Салме, штат Орегон. Моя жена и я гостили у ее родственников. Оплата была хорошая, но условия труда адские. От шума закладывало в ушах, мы ползали, подобно муравьям, вокруг грохочущего конвейера, который на одном конце глотал металлические листы, а на другом выплевывал готовые консервы. Обслуживая машину, словно робот, двигаясь в ритме механизма, я пытался практиковать тогу деятельности», которой меня обучил свами.

В «Бхагавад-гите» Кришна говорит, что мы должны исполнять свои обязанности как жертвоприношение, посвящая Ему плоды своего труда. На практике это значит, что я должен отдавать плоды своего труда, заработок, представителю Кришны — преданному, чтобы он использовал их в служении Кришне: проповеди, храмовом поклонении и т.д. Таким обра

зом можно работать для Бога без привязанностей, жертвуя Ему результаты своего труда.

Но это простое и понятное объяснение Гиты, однако, было недоступно свами. По его мнению, мы сами — Бог. Тратить деньги на самих себя •- значит отдавать их Богу. Свами предложил более изощренную теорию. Он учил, что карма-йога подразумевает нечто вроде мысленного отречения, попытку не привязываться к плодам своего труда мысленно, хотя фактически мы наслаждаемся этими результатами. Чтобы этого достичь, говорил свами, вам необходимо не думать о результатах, пока вы работаете, вы должны трудиться ради самого труда. Вы должны полностью слиться с вашей работой, раствориться в ней. Так изо дня в день я пытался слиться с консервной фабрикой, погрузиться в бессмысленную, нескончаемую рутину. Но я не чувствовал ни освобождения, ни экстаза. Единственным утешением было получать в конце каждой недели чек.

Все же, несмотря на мои скудные познания в карма-йоге, что-то в моих поступках было искренним, так как оказалось, что кое-что из плодов моего труда было использовано (я этого

Навигация:

Страница 12
Страница 11
-- Страница 10 --
Страница 9
Страница 8