Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 12 ------

Встреча с Господом Вселенной - Страница 12

на покосившемся от ветхости крыльце, и когда дверь открылась, вошли и оказались посреди ослепительной роскоши и потрясающей красоты. Таково было мое первое впечатление. Оглядываясь назад, я понимаю, что представлял из себя этот храм: взятое в аренду здание, не блиставшее роскошью — несколько картин на стене, импровизированный алтарь напротив окна. Однако воздух был напоен ароматом благовоний и острым запахом экзотических пряностей. Ритмичное пение мантры Харе Кришна доносилось из алтарной комнаты, в которой люди с поднятыми вверх руками ритмично покачивались в такт музыке. Мы пели, слушали лекцию, затем был пир. Меня переполняли впечатления от необычной обстановки, а каждое блюдо воскресного пира было своего рода небольшим открытием для языка.

После угощения началась лекция. Чего-то более соответствующего моим запросам трудно было представить. Преданный очень убедительно говорил о необходимости избавиться от материальных желаний. Он перечислил четыре регулирующих принципа, составляющих основу духовной жизни: запрет на мясо, наркотики, внебрачный секс и азартные игры. Я знаю, что многих людей смущает необходимость следовать регулирующим принципам. Меня же это сразу привлекло. Наконец-то, подумал я, кто-то хочет сказать правду.

Затем преданный стал объяснять, каким образом можно практически овладеть своими чувствами. «Простое подавление материальных желаний, — сказал он, — не поможет». Чувства нуждаются в деятельности. Если вы попытаетесь прекратить материальную деятельность, не найдя ей замены, то вы быстро падете. Но, если вы займете органы чувств возвышенной духовной деятельностью, ваши материальные желания сами собой уйдут и вы обретете чистое сознание. «Духовная жизнь, — сказал он, — начинается с обуздания языка: еда ради чувственного наслаждения и разговоры на мирские темы накрепко привязывают нас к материальному миру. Конечно, невозможно прекратить есть или говорить. Но, если мы будем есть только пищу, предложенную Кришне, петь и говорить только о Кришне, тогда наши чувства будут задействованы духовно и их материальная деятельность прекратится сама собой. Аналогичным образом, — объяснял преданный, — можно задействовать в духовной деятельности и все другие чувства».

В первый раз я услышал разумное объяснение того, как освободиться от материальных желаний. Преданный, как бы обращаясь прямо ко мне, объяснил, почему меня постигла неудача, и рассказал о том, как добиться успеха. Лекция была настолько убедительной, а преданные и их храм настолько неотразимы, что я на той же неделе стал повторять мантру Харе Кришна и пришел в храм в следующее воскресенье, преисполненный воодушевления.

Если бы я знал, насколько последовательна философия сознания Кришны, я смог бы из лекции по овладению чувствами понять органичность персоналистской концепции Бога. Без такой концепции идея «духовной деятельности» или «трансцендентной деятельности чувств» бессмысленна. Если у Бога нет имени, формы, качеств, то как мы можем о Нем говорить? Если Он не личность, то как мы можем служить Ему? Если правы имперсоналисты, тогда повторение и слушание повествований о Кришне является материальной деятельностью, которая не очистит чувства и не искоренит материальные желания.

Однако я предположил, что преданные такие же имперсоналисты, как и я сам. Они говорили обратное, но для того, чтобы их слова могли преодолеть барьер моего имперсона- лизма, требовалось какое-то время. Их концепция Бога, Кришны, была настолько конкретной, настолько точной в деталях, что я принял ее за некий символ и оставил для себя возможность истолковать ее по-другому. Великолепный голубой цвет тела Кришны, перо павлина, украшающее Его прекрасные черные волосы, серебряная флейта у Его улыбающихся губ — разумеется, все это материальные образы, описывающие, как в этом мире времени и пространства проявляется нечто изначально новоявленное, по сравнению с чем тускнеют все слова и образы.

Если мы прилагаем эти слова и образы к Всевышнему, не ограничиваем ли мы Его нашими материальными концепциями?

Все мои предположения были разрушены, однако, когда на одном из воскресных пиров я услышал, как какой-то преданный говорит кому-то: «О нет, вы не понимаете: Кришна находится за этим сиянием! Трансцендентное сияние исходит от трансцендентного тела Кришны!» Тут же все отрывочные куски философии сознания Кришны, которые мне доводилось слышать, сложились для меня в единое целое. Умозрительная имперсональная доктрина, запечатленная в моем уме, рассыпалась.

Преданные отстаивали очень сильную философию. Я думал, что персоналистская концепция ограничивает Всевышнего, но из доводов преданных я понял, что имперсонализм сам по себе слишком ограничен, чтобы быть убедительным. В чем, по сути, разница между Богом, определяемым через отрицание, и идеей безбожия? Я вспомнил, с каким облегчением я воспринял имперсональную идею, отказавшись от нигилизма. Что хорошего в большом нуле? «Имперсоналисты, — говорили преданные, — распространяют свои материальные представления на Всевышнего». Имперсоналисты утверждают, что если Бог обладает формой, то она должна быть материальной, такой, как у нас. Если у Него есть качества и Он занят определенной деятельностью, то Его качества и деятельность должны быть материальными. Когда имперсоналисты думают об имени, форме, качествах и деятельности Бога, они ограничивают Его, представляя их материальными. Таким образом, они отвергают все атрибуты, превращая Бога в ничто. Из-за того, что они запутались в материальных представлениях о жизни, они не могут понять, что существуют духовное имя, форма, качества, деятельность. Преданные Господа признают существование духовного разнообразия. Они говорят, что у Бога есть

Навигация:

Страница 14
Страница 13
-- Страница 12 --
Страница 11
Страница 10