Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 17 ------

Встреча с Господом Вселенной - Страница 17

проникновенно начала она. — Мой Кришна золотой. Я рисую Его черным только чернилами моего ума».

Вот так. Преданный рядом со мной ворчит. В данном контексте «золотой» означает имперсональное сияние, а под «черным» подразумевается имя, форма, качества Кришны. «Есть ли вопросы?» — спрашивает ведущий.

Поднимается рука. «Вы много говорите о поклонении. Существует ли что-нибудь выше поклонения?»

Йогам становится ясно, что, ориентируясь на нас, они не удовлетворят остальных. Не желая вступать в конфликт, они продолжают лавировать.

Но ответ на один из вопросов полностью прояснил их позицию: «Бхакти, путь преданности, наилучший, так как он самый легкий. Каким бы путем вы ни шли, они ведут к одной цели. На пути преданности мы принимаем конкретный образ Бога, чтобы при поклонении сосредоточить свой ум на Нем. Но достигая цели, мы осознаем, что Всевышний — за пределами всех наших представлений и идей и что та конкретная форма, которой мы поклоняемся, материальна. Наша индивидуальность есть иллюзия. Таким образом, мы тождественны объекту поклонения. Между нами и Богом нет разницы. Но если мы практикуем бхакти, это трудно понять. В этом случае мы считаем Бога величайшим, а самих себя — очень маленькими сущностями. Следует стать очень смиренными, предаться и служить этой идее. Более высокое понимание тождества придет в свое время. «Еще вопросы?»

Я поднимаю руку и слышу неохотное: «Да?»

«В вашей афише говорится о том, что Кришна медитирует Для того, чтобы стать Богом?»

«Да».

«Не могли бы вы объяснить мне, зачем Бог был вынужден Медитировать для того, чтобы стать Богом?»

Он делает несколько шагов в моем направлении:.«Ну, мы просто пытались выразить словами то, что невыразимо».

«Бог всемогущ, безграничен. Если я Бог, зачем мне медитировать?» — не унимаюсь я.

Молодой человек смотрит на меня обиженно и, подняв руки с обращенными ко мне ладонями, страдальчески выдавливает: «Но это просто слова!» Он оглядывает аудиторию, ища поддержки. Спектакль изумительный.

«Минуточку, — возражаю я. — Вы потратили целый час, чтобы произнести потоки слов, большая часть которых звучит совершенно бессмысленно. Выходит, ваши слова ничего не значат?»

Но они не слышат меня и пятятся назад, как от чумного.

Публика взволнованно шумит. Кто-то начинает читать мне лекцию о том, что слова сами по себе — лишь пустой звук. Кто-то судорожно листает Упанишады, очевидно в поисках подтверждения этой доктрины.

Тяжелая рука опускается мне на плечо. На меня смотрит худощавое лицо, обрамленное жиденькой бородкой. Мрачный, тяжелый взгляд.

«Эй, парень, — говорит защитник йогов. — Ты создаешь двойственность». Люди на сцене переходят к другим вопросам, и вскоре встреча заканчивается. Мы подходим к ним, но они отказываются разговаривать с нами. Я предупреждаю их, что как преданные Кришны мы не потерпим богохульства, и выражаю надежду, что больше не увижу таких афиш.

Холодный осенний воздух освежил меня, но неприятный осадок от встречи не рассеивался. Мои опасения оправдались. То, что мы сделали, лишь усилило вражду. Мне казалось, что мы зря потеряли время.

Вернувшись в храм, мы увидели, что несколько преданных дожидаются нас с чашками горячего молока. Мы пили молоко, рассказывая, что было на этом вечере, и настроение мое немного улучшилось. «Они могут часами молоть вздор, — сказал я. — А когда у вас появляются возражения, то оказывается, что прежние их слова ничего не значат!»

Их позиция очень удивила меня. Заявление о том, что слова ничего не значат, абсолютно беспочвенно. Откуда такая непоследовательность, и не лучше ли им было вообще молчать? Если слова не имеют смысла, то же самое можно сказать и о мыслях. Эти люди считают, что бхакти — удел сентиментальных домохозяек, а имперсонализм доступен лишь интеллектуалам, но сегодня они продемонстрировали полное отсутствие логического мышления. Я был взволнован и лихорадочно размышлял. И тут меня осенило. Все встало на свои места. Я понял их философию преданности.

«Это бхакти Путаны! — воскликнул я. — Вот оно! Путана-бхакти!»

Их преданное служение, подобно служению Путаны, было маской, притворством. Путана хотела убить Кришну, и для того, чтобы приблизиться к Нему, она притворилась преданной. Выставляя напоказ свои якобы материнские чувства, она ласково усадила Кришну себе на колени. Даже преданные были введены в заблуждение. Но в последний момент ее намерение раскрылось. Аналогичное происходит и с имперсоналистами. Они говорят о смирении, служении, преданности, но в глубинах своего сознания прячут мысль: «Я есть Бог». Они пытаются приблизиться к Богу посредством своего двуличного служения, надеясь занять Его место. Путана-бхакти Я радовался. Эти люди бросили Кришне вызов, но поступив подобным образом, они всего лишь выставили на посмешище собственную глупость и мелочную зависть к Богу. Каким жалким становится крошечное создание, когда стремится стать Верховным! Они бросили Кришне вызов, но, несомненно, проиграли.

Прошло время, и желтые афиши исчезли из города. Я больше никогда не видел людей, которые называли себя йогами- мистиками.

`

Духовная стратегия железного века

Ледяной ветер, дующий с реки, становится невыносимым, устремляясь в искусственные городские ущелья. Он осыпает редких прохожих ледяной крупой, превращает обледенелые тротуары в каток, завивается в головокружительные спирали над вершинами серых безучастных небоскребов. Глухой, нескончаемый стон каменных мешков, как будто забывшихся в тяжелом наркотическом сне, наполняет ущелья. Один из самых густонаселенных городов Америки похож на унылую

Навигация:

Страница 19
Страница 18
-- Страница 17 --
Страница 16
Страница 15