Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 21 ------

Встреча с Господом Вселенной - Страница 21

рода выбором, и, как я подозреваю, большинство людей испытывает аналогичные трудности. Обе стороны по-своему правы. Анализируя противоположные взгляды, я соглашался и с одними, и с другими. В глубине сердца я сожалел о своей аполитичности. Я завидовал уверенности тех, кто не сомневался в своих симпатиях. Конечно, всегда существовали центристские позиции, традиционное убежище идеологических слабаков, подобных мне. Но за противоречия, особенно социальные, приходится дорого расплачиваться.

Взгляды левых соответствовали моим идеалам. Я считал, что все люди равны и что социальная структура должна это отражать. Однако когда правые жестко и реалистично доказывали, что люди не равны и никакие усилия их таковыми не сделают, я вынужден был соглашаться. У каждой партии были сильные аргументы, но ни одна из них не пыталась воспользоваться ими. Обе стороны равнодушно взирали на существующее положение вещей. Правые занимали социальные высоты и желали их сохранить. Левые были внизу и рвались к власти. Что касается меня, то я сохранял нейтралитет, хотя и не сомневался в серьезности политических проблем. Критики объявляют президентские выборы в Америке спектаклем, но судьбы мира зависят от противостояния капиталистов и коммунистов, это общепризнанный факт.

Я стал преданным Кришны не для того, чтобы искать выход из политического тупика, но среди прочих неожиданных преимуществ, которые давало сознание Кришны, существовала социальная система, разрешающая нелегкую политическую дилемму. Она сочетала идею абсолютного равенства всех людей с идеей относительного неравенства, определяемого возможностями и способностями отдельных личностей, представляя собой совершенно невозможное сочетание: классовое деление общества без эксплуатации, вражды и конфликтов. Это было для меня потрясающим открытием. Эта необычная система указывала путь разрешения классовых противоречий, раздирающих общество.

Варнашрама-дхарма, или социальный манифест Общества сознания Кришны, является проектом создания духовной цивилизации. В ее основе лежат представления о том, что люди являются духовными существами. Мы являемся крошечными, но вечными искрами Верховного Существа, хотя в данный момент мы заключены в бренные материальные тела. Невозможно надеяться на то, что наши тела принесут нам счастье: они подвластны болезням, старости и смерти. Наше благополучие зависит только от того, насколько глубоко мы познали нашу истинную сущность — душу. Мы постоянно страдаем только потому, что отождествляем себя со своим материальным телом. Итак, если общество стремится к высочайшему благу, то оно должно дать людям знание о том, что такое истинное «я». И в то же самое время такое общество должно эффективно удовлетворять все нужды тела. Варнашрама-дхарма предназначена для того, чтобы воплотить в жизнь эти цели.

Материалисты могут возражать, что душа является метафизическим понятием и доказать её существование экспериментальным путем невозможно. Поэтому любая социальная система, базирующаяся на этом понятии весьма сомнительна. Но совершенно неверно считать, что существование души невозможно доказать на практике; система варнашрама-дхармы предназначена как раз для этого.

Варнашрама-дхарма устанавливает соответствие между равенством всех людей как духовных существ, и их относительным неравенством, происходящим из-за различия тел, которые они получают. В соответствии с этим общество делится на четыре профессиональные группы (варны). Разделение на варны совершенно естественно. Ни одно цивилизованное общество не может обойтись без четырех классов: интеллигенции (брахманов), политических и военных лидеров (кшатриев), фермеров и коммерческих деятелей (вайшьев), рабочих и ремесленников (шудр). Отсутствие какого-либо звена в этой цепи, несомненно, нанесет обществу урон. Эти сословия символизируют голову, руки, живот и ноги, т. е. тело, все части которого действуют сообща. Каждый человек уже с рождения наделен естественными качествами и склонностями, в соответствии с которыми определяется его варна. Исключительно личные качества человека, а не его родословная, определяют, к какому сословию он относится.

Я опишу качества и обязанности людей, принадлежащих к различным варнам.

Брахманы, или интеллигенция, постигли Абсолютную Истину, и в свете этого знания они дают наставления политическим лидерам, которые осуществляют их на практике. Являясь головой общества, брахман понимает, как правильно управлять деятельностью своего тела. Являясь учителями, брахманы наставляют своих подопечных не только в том, чем им заниматься согласно своему социальному положению, но и в духовной науке. Считается, что брахманом может стать тот, кто любит учиться и стремится к знанию. По природе брахманы миролюбивы и терпимы, они стремятся к чистоте, самоконтролю и аскетизму. Они честны и религиозны.

Долг кшатриев — защищать других членов общества. Они правят страной и, если необходимо, участвуют в сражениях. Кшатрий должен обладать достаточным интеллектом, но в отличие от брахманов он использует его в практических целях. Кшатрии чрезвычайно храбры, их привлекают великие дела, Риск. Кшатрий — прирожденный лидер, он находчив и решителен. У него сильное тело и волевой характер, он благороден и великодушен. Кшатриям доставляет удовольствие защищать Других.

Вайшьи обрабатывают землю, занимаются торговлей, Коммерческой деятельностью и, что очень важно, защищают

коров. Вайшьи — создатели материальных благ. Они тоже отличаются разумом, но более узким и хитрым. Они не обладают таким запасом энергии, как кшатрии, и не наделены храбростью и великодушием. Кшатриями движет эгоизм, вайшьями — стремление к обогащению. Относясь к корове, которая дает молоко, как к матери; к быку, который пашет землю, на которой растут злаки, как к отцу, вайшьи не эксплуатируют животных и ведут гармоничную жизнь. Защита коров пробуждает религиозные чувства в вайшьях и сближает

Навигация:

Страница 23
Страница 22
-- Страница 21 --
Страница 20
Страница 19