Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 33 ------

Встреча с Господом Вселенной - Страница 33

и преданностью, не требуя ничего взамен. Эта религия, называемая в Ведах бхакти, возвращает нас в царство Бога. Действия, совершаемые нами во имя Бога, не несут никаких кармических реакций, они не являются причиной материальных Рождений, ни хороших, ни плохих.

Из Вед мы узнаем о существовании двух разновидностей религии: одна из них чистая, а другая мотивированная. Совершая благие поступки, мы можем возвыситься в пределах материального творения, обеспечив себе долгую жизнь на райских планетах и пр. Иными словами, мы можем стать заключенными первого класса в тюрьме материального мира. Но только бхакти сможет освободить нас из заточения. Самая лучшая карма не сможет уберечь нас от страданий. Кришна предупреждает в «Бхагавад-гите» (8.16): «Все планеты материального мира, от самой высшей до самой низшей, есть юдоль печали и страданий, место повторяющихся рождений и смертей. Но бхакти разрушает все кармические реакции, уничтожает все материальные желания, пробуждает чистую любовь к Богу и возвращает нас в Его вечную обитель».

Ведическая традиция четко отделяет материально мотивированную религию от бхакти, преподносит бхакти в чистом виде, без компромиссов. Большинство из нас, будь мы католики, протестанты или иудеи, воспитывались в лоне потребительской религии: Господь дает нам этот мир для того, чтобы мы наслаждались, и если мы знаем меру, предписанную религиозными установлениями, не злоупотребляем Его добротой и выражаем Ему благодарность и соответствующее уважение, Он щедро вознаграждает нас. Мы просим Бога помочь нам преодолеть нужду и воплотить в жизнь свои желания, поскольку Он есть высший авторитет и распорядитель. Если мы законопослушны и добродетельны, Он награждает нас уже в этой жизни, не говоря о следующей. Об этом пишет Гарольд Кушнер в своей книге: «Как и большинство людей, мы с женой думали о Боге как могущественном отце, который заботится о нас. Если мы послушны и заслужили награду, мы получаем её. Если мы нарушили заповеди, Он наказывает нас, неохотно, но твердо. Он защищает нас от болезней и следит за тем, чтобы мы имели все необходимое для жизни».

Кушнер пересматривает свои религиозные представления, когда понимает, что они не соответствуют действительности. В сложной жизненной ситуации большинство людей становятся атеистами, и лишь немногие, подобно Кушнеру, пытаются сохранить веру в Бога или, по крайней мере, в Его доброту путем отрицания Его всемогущества.

Основной пункт позиции Кушнера — это то, что «она религиозно адекватна», то есть удобна для верующих. Вспомните его обвинения против традиционных постулатов, которые вынуждают людей испытывать чувство вины или неприязнь к Богу и приводят к тому, что люди чувствуют себя незащищенными. Но страдания не должны вести к подобным последствиям. Мы совершили ошибку, но в силах ее исправить. С какой стати роптать на Бога за свои страдания? Страдания приходят в соответствии с законами кармы. Но карма — беспристрастный судья. Бог делает все, чтобы помочь нам: Он приходит в этот мир, чтобы направить нас на путь бхакти, разрушающий нашу карму, посылает Своих представителей с аналогичной миссией, Он даже сопровождает нас в форме Сверхдуши в период нашего временного пребывания в материальном мире. Мы поймем это, если откажемся от закоренелой враждебности по отношению к Всевышнему.

Кушнером движут благие побуждения: он тоже хочет избавить людей от ненависти к Богу и даже признает низменность поклонения Ему с целью удовлетворения своих желаний. Если мы признаем, что Бог ограничен в Своих возможностях, говорит он, то сразу же избавимся от обиды на Него. Исходя из всего этого Кушнер настаивает на религиозной адекватности своей теории.

Но она далека от того, чтобы быть адекватной. Проблема Кушнера в том, что он не выходит за рамки потребительской религии.

Кушнеру не победить враждебности по отношению к Богу, пока он полагает Его неспособным и слабым. Когда-то Кушнер Думал о Боге как об отце, непременно удовлетворяющем любые наши желания. Но сейчас Кушнер рассматривает Его как личность, нуждающуюся в нашем прощении: «В состоянии ли вы простить и любить Бога, даже обнаружив, что Он несовершенен, даже если Он подвел и разочаровал вас, допустив существование бедствий, болезней и жестокости в собственном мире? Способны ли вы научиться любить и прощать Его, несмотря на

то, что Он не всесилен, так же, как вы когда-то научились прощать и любить собственных родителей, несмотря на то, что они не настолько мудры, сильны и совершенны, как вам казалось?» Автор заявляет, что он больше не испытывает к Богу враждебности, сместив акценты с гнева на снисходительность. Подобная идея только укрепит наше нежелание признать верховенство Бога, поможет нам сохранить status quo в материальном мире, обречет на дальнейшие страдания. Считая Бога слабым и недееспособным, мы не сможем полностью предаться Ему и служить с любовью и преданностью. Истинно верующий человек никогда не усомнится в способности Бога обеспечить Своим слугам помощь и защиту. «Ты можешь смело утверждать, — объявляет Кришна Своему ученику Арджуне, — что Мой преданный никогда не погибнет» («Бхагавад-гита», 9.31). Господь утверждает, что мы можем полностью отдать себя на Его милость: «Оставь все и просто предайся Мне. Я уничтожу все реакции твоих греховных поступков. Ничего не бойся» («Бхагавад-гита», 18.66).

Согласившись с позицией Кушнера, мы обречены

Навигация:

Страница 35
Страница 34
-- Страница 33 --
Страница 32
Страница 31