Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 7 ------

Встреча с Господом Вселенной - Страница 7

программы тренировок под руководством опытного тренера. Но эти люди зависели от внезапных эмоциональных изменений и подъемов вдохновения, которые быстро проходят. Их духовная жизнь на практике приняла черты любопытной для изучения разновидности духовной пассивности. В конечном счете их религиозность есть просто уступка утонченному материализму — молитвы после футбола или гольфа, загородные церковные вечеринки, где девушкам из церковного хора удавалось быть сексуальными и целомудренными в одно и то же время. Помимо этого к пассивности привело убеждение, что существование человека и его греховность неразрывны.

Баптисты рассматривали меня как человека, находящегося во власти заблуждений пеллагианства, еретического учения, которое утверждает, что человек может обрести спасение, полагаясь на собственные силы. Я встречал множество евангелистов, которые заявляли: «У меня нет необходимости работать для моего спасения», —давая мне понять, что наши принципы ошибочны. Это обвинение восходит к двум источникам: во-первых, они рассматривали любое усилие как работу; во-вторых, они верили, что любая религия, кроме христианства (неважно, какие у нее особенности), есть пеллагианство. Религию они определяли как напрасные попытки человека обрести Бога: все эти усилия отмечены присущей человеку греховностью и, следовательно, обречены на провал. В христианстве же Бог нисходит до человека, и по этой причине оно безупречно.

Тем не менее я пытался дать другое определение религии. «Религия, — начал я, — это следование указаниям Бога. Согласно Ведам, источником религии является Сам Бог. Но в мире так много священных писаний и религиозных течений. Как же определить, какое из них лучше? Такой же вопрос, утверждают Веды, был задан пять тысяч лет назад Кришне, и Он ответил: «Лучшей религией для всех людей является та, что ведет к беспримесной, спонтанной любви к Верховному Господу. Эта любовь не мотивируется соображениями личной выгоды, она стойкая и не зависит от внешних обстоятельств». Он не упомянул о каком-то конкретном или избранном обществе. Это утверждение является общим для всех: христиан, индусов, буддистов, джаинов и т.д. Другие ведические тексты исследуют природу`чистой любви к Богу. На санскрите любовное преданное служение Богу называется бхакти. Но бхакти может быть осквернено гьяной или кармой. Гъяна — это процесс эмпирического спекулятивного познания, процесс, высшей точкой которого является само- обожествление. Карма—. это, говоря библейским языком, деятельность, нацеленная на самовозвеличивание, неважно, в этой или в следующей жизни. То, что люди обычно называют индуизмом, в действительности есть бхакти (преданное служение Богу), загрязненное гьяной (поиск спекулятивного знания). Религия, отмеченная примесью гьяны, предопределила поклонение целому сонму полубогов. Но в конечном счете весь этот многоликий пантеон парадоксальным образом растворяется в аморфной, лишенной каких-либо качеств пустоте. Согласно этому учению, индивидуальности как таковой не существует, но тем не менее допускается, что каждый индивидуум является Богом. Гьяна низводит божественность до пустоты, прикидываясь хранительницей божественной трансцендентности. Хотя подобная философия представляет собой ядовитый плод индийской цивилизации, она сейчас в большом ходу на Западе». Для примера я процитировал протестантского богослова Пауля Тиллиха, который, помимо всего прочего, утверждает, что, поскольку все мы «существуем» как преходящие обусловленные создания, было бы богохульством говорить, что Бог тоже «существует». Лозунг шестидесятых «Бог умер» был инспирирован подобной теологией. В то время как карма предполагает религиозную и благотворительную деятельность ради получения награды, бхакти — это служение Богу просто из любви к Нему, без корыстных желаний. «Так же, как Веды различают карму и бхакти, — продолжил я, — они делают различие между раем и царством Бога. Веды определяют рай как группу высших планет в пределах материального мира, где наслаждаются праведники. Тем не менее существует временной предел райского существования. Добрые дела создают благочестивую карму, как кредит, который используется на райских планетах. Но когда кредит исчерпан, пребывание в раю завершается. Царство Бога находится за пределами материального мира, жизнь в этом царстве вечна, исполнена знания и блаженства. Духовная обитель Бога предназначена для чистых преданных, хотя они и не стремятся попасть туда. Напротив, они готовы преданно служить Богу в любых условиях, райских или адских.

Царство Бога — это наш дом, наша родина. Все мы счастливо жили там, занимаясь деятельностью, соответствующей нашей природе. Но у нас возникло извращенное желание покинуть духовный мир, не доставлять наслаждение Богу, а самим стать наслаждающимися, не служить Ему, а занять положение принимающих служение, быть не контролируемыми, а контролирующими.

Иначе говоря, изначальный грех крошечной частицы божественной энергии коренится в желании стать Богом. Поэтому мы и отправились в материальный мир, где разыгрываем маскарадные роли и в конце концов, милостью Господа, исправляемся. Бог даровал нам истинную религию, но в силу наших греховных побуждений даже она искажается. Веды называют такую религию кайтава-дхармой, религией обманщиков. Стремясь наслаждаться, падшая душа следует всем религиозным обрядам и предписаниям и в конце концов разочаровывается. Потерпев множество поражений, она отвергает материальную жизнь и стремится к освобождению, к слиянию с Богом».

Затем я напомнил им о других принципах истинной религии. Чистый преданный не делает различий между деятельностью, выполняемой для Бога, и другими обязанностями. Вся его деятельность — для Бога и только для Него. Я хотел пояснить это на конкретных примерах, поэтому рассказал, как в движении сознания Кришны даже

Навигация:

Страница 9
Страница 8
-- Страница 7 --
Страница 6
Страница 5