Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 10 ------

Равиндра Сварупа дас - Шрила Прабхупада - Ачарья-основатель ИСККОН - Страница 10

также тождествен своему ачарье-основателю. Спутники, последователи и обитель Его Божественной Милости суть части его тела. Все они — не что иное, как полностью подчиненные части тела этой личности. Такое безусловное, беспричинное, спонтанное повиновение главе является не только приемлемым, но и абсолютно необходимым условием полной свободы действий всех зависимых частей тела.

На протяжении всей статьи Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура называют «ачарьей», но в этом конкретном фрагменте, объясняющем природу его духовной взаимосвязи с его (не менее духовным) учреждением, он назван «ачарьей-основателем». Он — тот «глава», которому данное учреждение, средоточие всех человеческих и материальных ресурсов, задействованных в его служении, «обязано своим появлением, развитием и существованием». В этом смысле само учреждение неотлично от своего ачарьи-основателя.

В следующем выпуске «Хармониста» статья «Гаудия-матх» возвращается к богословскому описанию структуры и функции учреждения (28.6: 165):

Вся деятельность Гаудия-матха исходит от Его Божественной Милости Парамахамсы Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Махараджи, духовного преемника Шри Рупы Госвами, которого Шри Чайтаньядева первым уполномочил объяснить процесс любовного преданного служения ради блага всех душ. Существование всей деятельности Гаудия-матха зависит от инициативы ачарьи. Шри Чайтанья-матх в Шридхаме Майяпуре служит источником Гау-дия-матха. Ачарья вечно пребывает с Верховным Господом Шри Кришна-Чайтаньей в Его трансцендентной обители в Шридхаме Майяпуре, на Белом острове, упомянутом в священных писаниях. Ачарья нисходит оттуда, проявляясь в материальном мире, чтобы вызволить души из плена иллюзии и даровать им любовную преданность стопам Шри Шри Радхи- Говинды. Ответвления Шри Чайтанья-матха служат продолжением колыбели распространения милости на благо душ всего мира. Признание связи со Шридхамой Майяпу-ром жизненно важно для понимания истинной природы Гаудия-матха и милости ачарьи27.

Следует отметить повторное употребление термина «ачарья-основатель» в отношении Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура на страницах «Хар-мониста». В выпуске от 24 декабря 1936 года (33.4: 90—96) в статье под названием «Гаудия-матх», на этот раз уже подписанной именем «проф. Нишиканты Саньяла, М.А.», есть такие слова: «Гаудия-матх является инструментом и аналогом Его Божественной Милости Парамахамсы Парив-раджакачарьи Шри Шримад Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Махараджи. Матх живет, и движется, и существует в своем ачарье-основа-теле»28. Через неделю после публикации Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур покинул этот мир.

Таким образом, мы видим, что термин «ачарья-основатель» именно в таком дефисном написании используется в книге «Шри Кришна-Чайтанья» для выделения четырех формирующих сампрадаю учителей, которые, унаследовав изначальное древнее учение, исходящее от Самого Бога, смогли возродить и приспособить его для долговременной передачи без искажений и сокращений в вырождающейся среде Кали-юги. Наполнив учение собственным духовным пониманием, они наделили последующие поколения эталонным образом мысли, восприятия и действий, а также особой спасительной силой29.

Роскошный храм в Калькутте был открыт, в то время как профессор Саньял трудился над выпуском книги «Шри Кришна-Чайтанья». И храм, и книга считались основными инструментами всемирной проповеднической миссии. При этом «Хармонист» осуществлял авторитетное эккле-зиологическое описание учреждения Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Показательно в этом отношении, что автор книги «Шри Кришна-Чайтанья» использовал для характеристики Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура слово «ачарья-основатель». Учитывая то, как плотно они взаимодействовали, работая вместе, ученик мог сделать столь серьезный шаг только с согласия своего духовного учителя и главного редактора.

Сходство между «четырьмя ачарьями-основателями», явившимися в «железный век» и ачаръей «Миссии Гаудия» очевидно. Вместе с тем между ними есть явные различия. В случае четырех сампрадая-ачаръев изначальное божественное откровение происходило в праистори-ческие времена. В случае же Гаудия-сампрадаи божественное откровение, нисшедшее на Господа Чайтанью, произошло в относительно недавнем историческом прошлом. Кроме того, «изначальные учители», на которых Господь непосредственно пролил милость, просветив их в духовной науке, имеют свой аналог у Гаудия-вайшнавов (главным образом) в лице шести Госвами. Параллель между процессом передачи знания Господом Чайтаньей шести Госвами и Господом Кришной Чатурмукха-Брахме была очевидной для Шрилы Кришнадаса Кавираджи Госвами:

На заре творения Господь вложил в сердце Брахмы ведическое знание и открыл ему, как надлежит устроить мироздание. Точно так же Господь, желая воскресить в памяти людей вриндаванские игры Кришны, вложил в сердце Рупы Госвами духовную энергию. Благодаря этому Шрила Рупа Госвами смог воссоздать почти стершиеся из памяти людей деяния Кришны во Вриндаване. Так Господь распространил сознание Кришны по всему миру (Ч.-ч., Мадхья, 19.1).

Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур действовал аналогично четырем ачарьям-основателям, возрождая и реформируя ослабшую традицию, а также создав общество, пронизанное его собственным духом и олицетворяющее неутомимую жажду ачарьи исполнить желание сострадательного Господа. Четыре сампрадая-ачарьи оказали мощное противодействие имперсональному монизму, восстановили истинную теистическую сиддханту и активно проповедовали ее по всей Индии. То же самое сделал и Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, но он пошел еще дальше, распространив высший синтез учения четырех сампрадая-ачаръев — ачинтья-бхедабхеда-таттву — по всей планете.

К сожалению, утратив ощущение физического присутствия Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, его организация понесла большую потерю — утрату его духовного присутствия, — в результате чего «Миссия Гаудия» перестала быть «продолжением колыбели распространения милости на благо душ всего мира».

Поэтому для того, чтобы выполнить приказ Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, чтобы продолжить его миссию, утвердив и исполнив горячее желание духовного учителя, Шрила Прабхупада, его слуга, стал ачарьей-ос-нователем Международного общества сознания Кришны. Он будет продолжать активно присутствовать среди нас — поколение за поколением — до тех пор, пока мы в

Навигация:

Страница 12
Страница 11
-- Страница 10 --
Страница 9
Страница 8