Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 16 ------

Равиндра Сварупа дас - Шрила Прабхупада - Ачарья-основатель ИСККОН - Страница 16

царство Кришны не индивидуально, не по отдельности, а все вместе. «У нас там будет еще один ИСККОН», — писал Шрила Прабхупада43.

Таким образом, основание Прабхупадой ИСККОН было «неизбежным» из-за отказа Гаудия-матха сотрудничать. Новая, но необходимая организация была тщательно продумана Шри-лой Прабхупадой, который верно перенял эккле-зиологическую модель уже безнадежно развалившегося учреждения своего духовного учителя. Основание ИСККОН в июле 1966 года оказалось всего лишь первым из пяти последовательных ключевых шагов в восстановлении движения Господа Чайтаньи. Летом 1966 года организация, носившая громкое — если не сказать высокопарное — название «Международное общество сознания Кришны», состояла из пожилого человека семидесяти лет, горстки разношерстной молодежи и захудалого магазинчика. Но семя было посажено, и оно даст всходы и принесет плоды44. Прошло примерно четыре года, и в ИСККОН проявились все необходимые элементы, чтобы он смог выполнять функции Гаудия-матха45.

Международное общество сознания Кришны

Это было совершенно новое название для только что созданного общества. Аббревиатура получилась довольно изящной — ИСККОН. Хотя название ново, оно восходит к двум очень старинным словам, которые указывают на то, что общество, пусть даже недавно созданное, увековечивает свое древнее и современное наследие, будучи тесно связанным с ними.

Сам Шрила Прабхупада объяснял, что этот английский неологизм «сознание Кришны» является переводом санскритского слова кришна-бхаванамрита. Он писал: «Наше Движение сознания Кришны называется кришна-бхаванам-рита-сангха, что означает „сообщество людей, которые черпают удовольствие в размышлениях о Кришне"» (Бхаг., 9.9.45, комм.). Читатель может удивиться: «А где же в сочетании кришна-бхаванамрита-сангха слово „международный"?» Но Прабхупада утверждает, что в действительности это присуще кришна-бхаванамрите:

Тот, кто погружен в кришна-бхаванамриту, не просит у Кришны ничего материального. Вместо этого он молит Господа об одном благословении — позволить ему распространить славу Господа по всему миру.

Сознание Кришны не только дарует блаженство преданным, обладающим этим сознанием, но и побуждает их делиться им, распространяя его «по всему миру».

С учетом сказанного становится ясно, что слово кришна-бхаванамрита отсылает к важному стиху из «Чайтанья-чаритамриты» (Антья, 16.1):

ванде шри-кришна-чаитанйам

кришна-бхавамритам хи йах

асвадйасвадайан бхактан

према-дикшам ашикшайат

«Я в почтении склоняюсь перед Шри Чайтаньей Махапрабху, который Сам вкушал нектар экстатической любви к Кришне и учил преданных тому, как делать это. Тем самым Он дал всем возможность ощутить вкус экстатической любви к Кришне и посвятил преданных в трансцендентное знание».

Природа «экстатической любви к Кришне» Чайтаньи Махапрабху такова, что Он сам наслаждается ею и побуждает других делать это. Вайшнавы, которые таким образом обретают кришна-бхава-намриту, одновременно вкушают ее и раздают другим. Так общество сознания Кришны естественным образом становится «международным».

В первой строке этого стиха из «Чайтанья-ча-ритамриты» появляются два имени Махапрабху: кришна-чайтанья и кришна-бхавамрита. Они — почти синонимы, поскольку оба указывают на того, чье сознание погружено в Кришну46. Поэтому и то, и другое можно перевести одинаково — [тот, кто погружен в] «сознание Кришны». Таким образом, в названии общества, основанного Шрилой Прабхупадой, зашифровано имя Господа Чайтаньи, переведенное на английский язык как «сознание Кришны».

Еще одним историческим прародителем «Международного общества сознания Кришны» является «Вишва-вайшнава-раджа-сабха». Эти слова появляются в торжественной декларации, завершающей каждую книгу «Шат-сандарбхи»

Шрилы Дживы Госвами. Слово «сабха» означает «общество». Слово «вишва» означает «весь мир», или «международное». Слово «вайшна-ва-раджа» буквально означает «царь вайшнавов», то есть указывает на Господа Чайтанью, о чем писал Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур в «Саджана-тошани» в статье, сообщающей о «возрождении» общества в 1919 году47: «Шри Чайтанья — это Сам Кришначандра, царь вайшнавов всего мира, вишва-вайшна-ва-раджа, а собрание Его преданных является „ Шри-вишва-вайшнава-раджа-сабхой “».

Если слова «сознание Кришны» в названии организации Прабхупады указывают на имя Шри Кришна-Чайтаньи и вайшнава-раджа тоже означает Шри Кришна-Чайтанью, то это значит, что название «Международное общество сознания Кришны» также воздает дань уважения «Вишва-вайшнава-раджа-сабхе». Если под вайшнава-раджей понимать вайшнавов, достигших высокой ступени сознания Кришны48, то английское название, выбранное Шрилой Прабхупадой для своей организации, будет не менее точным. В любом случае название «Международное общество сознания Кришны» рождает целую сеть аллюзий, или ассоциаций, указывающих на организацию, которая остается глубоко связанной с наследием традиции Гаудия-вайшнавов и питаемой им. В то же время эта организация оживляет традицию, чтобы вывести ее на мировую сцену в преобразованном виде, более эффективном для международной проповеди.

Создавая ИСККОН, Шрила Прабхупада оставался верен своим великим предшественникам в его традиции. В 1919 году его духовный учитель возродил «Вишва-вайшнава-сабху», организацию Бхактивиноды Тхакура, восстановив ее изначальное название — «Вишва-вайшнава-ра-джа-сабха». По этому случаю Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорил, что иногда иллюзия покрывает вечно существующую Вишва-вайшна-ва-раджа-сабху, которая низошла в мир вместе с Махапрабху и Его спутниками, однако могущественные вайшнавы вновь разжигают ее пламя, рассеивая тьму этого мира.

После ухода Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура и Шрилы Баладевы Видьябхушаны обнаружить « Вишва-вайшнава-раджа-сабху » было практически невозможно, пока в 399 году эры Гауры (1885 год) блестящая звезда на небосводе вселенной вайшнавов вновь не высветила ее. Этой «яркой звездой» был Шрила Бхактивинода Тхакур, «слуга царя вайшнавов», который наполнил возрожденную и обновленную сабху духовной энергией и новыми достижениями. В 1919 году Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур преобразовал и активизировал «Вишва-вайшна-ва-раджа-сабху», введя в традицию Гаудия-вайшнавов организованную монашескую проповедь санньяси и брахмачари, центром которой стали храмы. Его «Миссия» быстро распространилась по всей Индии и даже предприняла

Навигация:

Страница 18
Страница 17
-- Страница 16 --
Страница 15
Страница 14