Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 18 ------

Равиндра Сварупа дас - Шрила Прабхупада - Ачарья-основатель ИСККОН - Страница 18

время, прежде чем этот в высшей степени весомый титул Шрилы Прабхупады обрел надлежащую известность. Когда это произошло, в 1970 году, титул ачарья сам по себе уже воспринимался неадекватно и даже оскорбительно. Однако очевидно, что Шрила Прабхупада с самого начала знал, чего он хочет.

В первое время, сразу после учреждения ИСККОН в 1966 году, в заголовке личного бланка Шрилы Прабхупады его должность указывалась просто «ачарья Свами А. Ч. Бхактиведанта»55. Строка «ачарья А. Ч. Бхактиведанта Свами» также стала известна общественности благодаря знаменитой листовке «Оставайтесь на высоте!», напечатанной в сентябре 1966-го56. Если взять выпуски журнала «Бэк ту Годхед»57 первых лет, то мы нигде не обнаружим официальных писем или колонок с выходными данными, в которых бы имя Шрилы Прабхупады сопровождалось указанием на его положение в ИСККОН — кроме двух довольно ярких исключений58: во втором (от 12 сентября 1966 года) и четвертом (от 15 декабря 1966 года) номерах. По типичной разрядке, формату и стилю этих фрагментов ясно ощущается направляющая рука Шрилы Прабхупады, что делает несколько загадочным полное отсутствие подобных текстов в других местах.

Во втором и четвертом номерах «Бэк ту Годхед» на внутренней стороне обложки почти на всю страницу напечатана фотография Шрилы Прабхупады. (Это две разные фотографии на фоне крупного вяза в парке Томпкинс-Сквер, иллюстрирующие статью из газеты «Другой Ист-Вилледж».) Над каждой фотографией опубликованы слова:

ЕГО БОЖЕСТВЕННАЯ МИЛОСТЬ

И ниже:

СВАМИ А.Ч. БХАКТИВЕДАНТА

АЧАРЬЯ-ОСНОВАТЕЛЬ МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВО СОЗНАНИЯ КРИШНЫ

После этих двух ранних выпусков титул «ача-рья-основатель» исчезает, появляясь вновь только в 28-м номере (в конце 1969 года). В выпуске 1969 года фотография Шрилы Прабхупады занимает всю первую страницу, оставляя место лишь для подписи:

ШРИ ШРИМАД А.Ч. БХАКТИВЕДАНТА СВАМИ

АЧАРЬЯ-ОСНОВАТЕЛЬ ИСККОН И ВЕЛИЧАЙШИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ СОЗНАНИЯ КРИШНЫ В ЗАПАДНОМ МИРЕ

Однако после этого проходит почти год, прежде чем мы снова увидим подобное отображение титула Шрилы Прабхупады. И уже с 36-го номера (в конце 1970 года) вводится регулярное стандартное представление Шрилы Прабхупады — такое, каким мы привыкли видеть его сегодня. Его прототип запечатлен в первых двух номерах «Бэк ту Годхед» — большая фотография Шрилы Прабхупады, а над ней указание имени и полный титул:

ЕГО БОЖЕСТВЕННАЯ МИЛОСТЬ А.Ч. БХАКТИВЕДАНТА СВАМИ ПРАБХУПАДА

АЧАРЬЯ-ОСНОВАТЕЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБЩЕСТВА СОЗНАНИЯ КРИШНЫ

Несмотря на то что потребовалось некоторое время, чтобы слово «ачарья-основатель» вошло в регулярное употребление, совершенно ясно, что Шрила Прабхупада очень давно хотел этого. Тех представлений Прабхупады как ача-рьи-основателя в трех ранних выпусках журнала, конечно, мало, и они нерегулярны. Тем не менее все три столь точно придерживаются общего образца — словно следуя издательской инструкции, — что за этим нельзя не увидеть направляющую руку Шрилы Прабхупады.

Серьезный кризис 1970 года, подробнее описанный в примечании, заставил Шрилу Прабхупаду предпринять решительные коррективные меры для укрепления своего Движения59. Одной из таких мер было установление строгого стандарта употребления титула «ачарья-ос-нователь ИСККОН». Поступая таким образом, Прабхупада хотел донести до всех последователей Движения необходимость углубления и укрепления нашего понимания его положения в ИСККОН.

Почему это столь важно? Потому что от этого зависит духовная сила ИСККОН. Вначале ИСККОН держался исключительно на духовной силе Шрилы Прабхупады. Следуя его указаниям, ученики — хотя неопытные и колеблющиеся поначалу — получали от Шрилы Прабхупады его силу. Фактически с помощью одних уче-ников-неофитов, успешно представлявших его, к 1971 году Шрила Прабхупада распространил сознание Кришны по всему миру. В дополнение к растущему числу храмов в Северной Америке были открыты центры ИСККОН в Лондоне, Париже, Гамбурге, Токио, и Движение набирало силу.

Как Шрила Прабхупада смог сделать это? Лелея наставление своего духовного учителя как свое величайшее сокровище и безоговорочно служа этому наставлению, Шрила Прабхупада обрел полномочие — в одиночку, без посторонней помощи — продолжить движение Харе Кришна именно с того этапа, на котором остановился Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, а затем распространить его дальше с той же решимостью и энтузиазмом, которые переполняли его собственного духовного учителя. Поразительно, но цель, ради которой в течение почти двух десятилетий объединялись коллективные усилия «великой организации», была достигнута всего лишь одним представителем Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, действовавшим в одиночку.

Так Шрила Прабхупада сам познал — и доказал в действии — огромный потенциал ученичества и служения. Казалось, будто благодаря одному лишь настроению служения духовная энергия гаура-шакти непрерывно продолжала функционировать, плавно перетекая из одного инструмента, желающего действовать, в другой. Теперь задачей Прабхупады было привить то же искусство духовного служения своим ученикам. В случае успеха они, в свою очередь, будут передавать это искусство дальше как живое культурное наследие ИСККОН. Если его последователи смогут усвоить наследие Прабхупады и быть достойными его, развивая его так же, как делал он, то есть придерживаясь принципа совместного служения во всех своих действиях, то его роль ачарьи-основателя будет исполнена.

В тот же период Шрила Прабхупада удовлетворил просьбу, исходившую от некоторых учеников, почитать своего гуру при помощи особой, или личной, пранама-мантры60. Как правило, эта задача поручается компетентному ученику — сочинить такую мантру в честь своего Гурудевы. Поскольку в то время никто из учеников Шрилы Прабхупады не был достаточно сведущ духовно и не знал санскрит достаточно хорошо, Прабхупада оказался в неловком положении: ему пришлось

Навигация:

Страница 20
Страница 19
-- Страница 18 --
Страница 17
Страница 16