Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 23 ------

Равиндра Сварупа дас - Шрила Прабхупада - Ачарья-основатель ИСККОН - Страница 23

спутники Махапрабху носили особый титул «Прабхупада».

И сейчас появилось еще два последователя Махапрабху, которых тоже называют «Прабхупадой», — Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада и А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Первый из них сформулировал стратегию и тактику для систематического распространения Движения Махапрабху по всему миру, а второй воплотил этот план в жизнь. В Гаудия-матхе титул «ачарья-основатель» был предназначен для Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Прабхупады, но вышло так, что Бхактисиддханта Сарасвати не смог сам реализовать свой замысел и утвердить сознание Кришны в западных странах. А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, поняв сердце своего духовного учителя, начал с того места, где остановился Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, и за двенадцать богатых событиями лет распространил юга-дхарму по всему миру. Таким образом, усилия четырех движимых состраданием ачарьев-основателей по милости Шри Чайтаньи Махапрабху и Его помощников были приумножены и завершены еще одним Прабхупадой.

Выдающиеся достижения Шрилы Прабхупады, несомненно, сделали его достойным этого титула, но это не означает в данном случае, что он основал новую сампрадаю. Добросовестно передавая учение и практику такими, какими он получил их в Гаудия-сампрадае, Шрила Прабхупада продолжил традицию. Вместе с тем он передал полученную традицию в ясной и убедительной манере, свойственной только ему, как плод его глубокого духовного понимания. В итоге находящаяся под его руководством Гаудия-сам-прадая, ожившая и обновленная, смогла выйти за пределы родной земли, чтобы пустить корни и расцвести по всему миру.

Исторически Гаудия-сампрадая возникла как ответвление Брахма-Мадхва-сампрадаи, но в действительности Господь Чайтанья — единый источник всех четырех сампрадай, явившийся в образе преданного (бхакта-рупа). Будучи преданным, Он получил посвящение в одной из четырех авторитетных сампрадай. Тем не менее Его учение, систематизированное и разъясненное шестью Госвами, настолько отличалось от канонического учения мадхваитов, что естественным образом последователей Махапрабху стали относить к отдельному ордену, или сампрадае. Чтобы доказать ее авторитетность, Баладева Видьябху-шана ответил на брошенный ему вызов и победил, написав гаудия-вайшнавский комментарий на «Веданта-сутру» — «Говинда-бхашью».

Таким образом, в начале XVIII века Гаудия-сам-прадая была официально признана в качестве самостоятельной сампрадай.

Вместе с тем Гаудия-сампрадая занимает особое положение, и ее нельзя считать просто еще одной новой сампрадаей в ряде множества других. Вместо этого ее следует признать — если есть правильное ее понимание — высшим синтезом существовавших ранее четырех сампрадай Кали-юги. Таково было понимание Шрилы Бхактивиноды Тхакура, основанное на глубоком постижении истины и откровении, сформулированное им в 1890 году в его пророческой «Шри Навадвипа-дхама-махатмье». В ней Бхакти-винода Тхакур излагает подробный — словно он был свидетелем этого — рассказ Шри Дживы Госвами о навадвипа-парикраме, которую тот совершил (вскоре после ухода Господа Чайтаньи) под руководством Нитьянанды Прабху. Нитьянанда рассказывает Шри Дживе, как в век Кали на каждого из четырех ачарьев-основателей во время их паломничества в Джаганнатха-Пури или Навадвипу нисходило тайное откровение будущего пришествия юга-аватары70. Обязав их не разглашать тайну, Господь Чайтанья вдохновлял их действовать таким образом, чтобы подготовить все для Его будущего прихода. Например, Он явился Мадхвачарье во сне и сказал ему (Навадвипа-дхама-махатмья, 68):

Все знают, что ты — Мой вечный слуга. Когда Я появлюсь в Навадвипе, Я приму твою сампрадаю. Теперь иди и тщательно искореняй все ложные писания майявади. Прояви славу поклонения Божеству Господа. Позже Я приду и буду распространять твое чистое учение.

Когда Господь Чайтанья явился Нимбадитье (Нимбарке), Он раскрыл ему, как в будущем представит совершенное учение, которое будет включать в себя, объединять и дополнять учение каждого из четырех ачарьев-основателей, отметая все лишнее (Навадвипа-дхама-махатмья, 73):

Позже, когда Я начну движение санкиртаны, Я Сам буду проповедовать суть четырех вайшнавских философий. У Мадхвы Я возьму два существенных пункта: его полное опровержение философии майя-вады и его служение Божеству Кришны, признание в Божестве вечного духовного существа. У Рамануджи Я возьму два великих учения: концепцию бхакти, не оскверненную кармой и гьяной, и служение преданным. Из учения Вишнусвами Я возьму два основных элемента: чувство полной зависимости от Кришны и путь рага-бхакти. А у тебя Я возьму два превосходных принципа: необходимость обретения прибежища у Радхи и высочайшую оценку любви гопи к Кришне.

В конечном итоге само явление Господа Чайтаньи завершает историю развития четырех сампрадай. Но это завершение возвещает о начале нового этапа, связанного с Махапрабху как источником беспримерно великодушного откровения, шестью Госвами, первыми преемниками этого откровения, передававшими его другим, и Шрилой Прабхупадой как ачарьей, основавшим и развившим всемирное сообщество кришна-6хакт, «Международное общество сознания Кришны», которое заряжено жизненной силой его глубокого духовного понимания. Шрила Прабхупада также возвел главный храм в своей всемирной штаб-квартире в Антард-випе — нисшедшей на Землю Шветадвипе, — откуда его последователи передают откровение Шри Кришна-Чайтаньи всему миру и приводят весь мир обратно к Нему.

Шрила Прабхупада и его глубокое духовное понимание

Нам необыкновенно повезло, что Шрила Прабхупада открыто поделился с нами тем, как он обрел свое глубокое духовное понимание и как это понимание позволило ему исполнить желание его духовного учителя и организовать Движение Господа Чайтаньи в международных масштабах. В 1968 году Шрила Прабхупада раскрыл свое сердце в удивительной лекции в лос-анджелесском храме, прочитанной на День ухода Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Глядя на обращенные к нему лица

Навигация:

Страница 25
Страница 24
-- Страница 23 --
Страница 22
Страница 21