Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 26 ------

Равиндра Сварупа дас - Шрила Прабхупада - Ачарья-основатель ИСККОН - Страница 26

благодаря ее изначальному прообразу — взять, к примеру, отношения между сан-ньяси и его ученикши-брахмачари.

Когда с течением времени учреждение разрастается вокруг одного могущественного, харизматич-ного учителя или лидера в результате постепенного увеличения последователей, земли, храмов, жилья и богатых покровителей, то руководитель такой организации должен быть духовно возвышенной личностью, чтобы не пасть жертвой искушения властью, деньгами, славой и т. п. Однако сама перспектива обладания и наслаждения открывающимися возможностями может привлечь совершенно недостойных людей, которые будут только имитировать безразличие ко всем этим благам. В этом случае в организации могут широко распространиться лицемерие, критиканство, козни, закулисные интриги и т.д., и она будет обречена на распад.

Преимуществом Руководящего совета является то, что при таком управлении власть рассредоточена и его члены контролируют и уравновешивают друг друга. Подобная организация по сути своей более стабильна: если в какой-то момент не окажется ни одного выдающегося харизматического лидера, учреждение все равно будет существовать. Кроме того, при наличии двух или более в высшей степени достойных руководителей, можно легко наладить их взаимодействие. В рамках Руководящего совета они становятся ценностью — чем их больше, тем лучше. Но при единовластном управлении появление двух или более квалифицированных лидеров приведет к тому, что только один из них будет выбран на роль руководителя, а остальные не будут задействованы в полную силу, и такая ситуация будет способствовать расколу.

Таким образом, Руководящий совет является более устойчивой, сильной и гораздо более гибкой формой управления, чем власть одного ачарьи. Но что делать, если в составе совета возникнет целый ряд особо уполномоченных — назовем их «самосветящимися» — ачарьев? Не приведет ли это к расколу? Нет. Если они действительно возвысились в сознании Кришны, то они станут примером сотрудничества у лотосных стоп Шрилы Прабхупады и сделают Руководящий совет еще сильнее.

Наша главная задача

Шрила Прабхупада создал такую структуру в ИСККОН, учредив в 1970 году Руководящий совет и осуществляя контроль за его постепенным формированием и развитием. Шрила Прабхупада высказывал свое желание, чтобы в ИСККОН были «сотни и тысячи духовных учителей», имея в виду, что эталонные отношения гуру - ученик будут устанавливаться в единой организации под руководством Джи-би-си. В такой организации множество духовных учителей сможет действовать согласованно, сотрудничая и действуя в унисон с другими лидерами и менеджерами.

Сотни и тысячи духовных учителей

17 августа 1966 года в Нью-Йорке, давая лекцию по «Бхагавад-гите» (4.34—38), Шрила Прабхупада сказал:

Итак, нет никаких препятствий тому, чтобы стать духовным учителем. Каждый может стать духовным учителем при условии, что он знает науку о Кришне... Вот она, наука о Кришне — «Бхагавад-гита». Если кто-то прекрасно ее знает, то он станет духовным учителем... Нам нужны сотни и тысячи духовных учителей, которые постигли эту науку Кришны и могут проповедовать ее по всему миру... Потому мы сформировали это общество и приглашаем всех искренних душ принять участие в нашем Движении и стать духовным учителем, чтобы проповедовать эту науку во всем мире.

Шрила Прабхупада объяснил свои чаяния Тушта-Крипше (ВБ: письмо от 2 декабря 1975 года):

Каждый ученик должен стать ачарьей. Ачарья — это тот, кто знает писания, следует им в своей жизни и объясняет их своим ученикам... Прилежно учись, и тогда по этому принципу ты станешь истинным гуру и сможешь принимать учеников. Но, согласно этикету, есть обычай, что, пока ваш духовный учитель жив, вы приводите к нему будущих учеников, а в случае его ухода можете принимать учеников сами без каких-либо ограничений. Это — закон ученической преемственности. Я хочу, чтобы мои ученики стали истинными духовными учителями и распространяли сознание Кришны очень широко, что сделает и меня, и Кришну очень счастливыми.

В этой и многих других ситуациях Шрила Прабхупада заявлял о необходимости огромного количества гуру и о его желании, чтобы «каждый ученик» стал гуру. Он очень хотел, чтобы его ученики и последователи оставались в ИСККОН и потому рисовал в своем воображении постоянное нарастание духовного и материального могущества, подпитываемого эффективностью и взаимным укреплением людей в совместном служении. Благодаря совместной согласованной и организованной деятельности и проповеди наша внешняя и внутренняя энергия станет гораздо больше, чем простая сумма отдельных частей.

В конце концов, нашей практикой является санкиртана, а не просто киртан. Нам еще предстоит осознать значение приставки «сан», которая указывает не только на союз, но и на основательность, интенсивность и полноту.

Вместе с тем, пока Прабхупада лично присутствовал и был единственным ачарьей и дикша-гуру, структура не могла не оставаться в зачаточном состоянии, напоминая еще не сформировавшегося и не способного полноценно функционировать ребенка в лоне матери. При Прабхупаде Джи-би-си в силу естественных причин не мог целиком взять на себя роль «высшего органа управления», и потому Прабхупада оставался единственным гуру. Окончательное воплощение замысла Прабхупады ожидало своего часа.

Таким образом, Шрила Прабхупада оставил нам задачу - четко наладить после его ухода структуру и функции ИСККОН для активной деятельности во всем мире. Одной из главных проблем при этом остается интеграция отношений гуру - ученик (несущих в себе оправданное ожидание глубокой преданности и приверженности личности гуру) в обширные общественные отношения, требующие всеобъемлющей и, в некотором смысле, более высокой степени

Навигация:

Страница 28
Страница 27
-- Страница 26 --
Страница 25
Страница 24