Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 32 ------

Равиндра Сварупа дас - Шрила Прабхупада - Ачарья-основатель ИСККОН - Страница 32

духовной культуры Индии на Западе. Его Высочество любезно выслушал предложение Свамиджи и с радостью передал ему во второй половине того же дня свое согласие оплатить всю стоимость возведения лондонского храма Гаудия-матха». Тем не менее год спустя Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур выразил недовольство Бон Махараджем — до такой степени, что даже отозвал его из Лондона (отказав ему в своей аудиенции по возвращении) и написал Махарадже Трипуры письмо с просьбой больше не давать Бон Махараджу никаких денег (ШБВ, 2: 302).

37

О Бхактивиласа-тиртхе Махарадже — см. ШБВ, 2: 332—339. К этому следует добавить, что, по словам Шрилы Прабхупады, именно неавторитетные действия Тиртхи Махараджи привели в свое время к развалу Гаудия-матха (Беседа, Бомбей, 23 сентября 1973 год).

38

Так называл его Шрила Прабхупада, произнося по-бенгальски его санскритское духовное имя Мангаланилая дас. (В «Прабхупада-лиламрите» этот вайшнав фигурирует под псевдонимом «Мукти»).

39

ПШП Мангалнилою, 16 июля 1966 года (за три дня до этого Прабхупада зарегистрировал ИСККОН).

40

ПШП Генеральному секретарю «Миссии Гаудия», 23 мая 1969 года. В своем комментарии к «Чайтанья-чаритам-рите» (Ади, 12.8) Прабхупада ссылается на раскол Гаудия-матха на «две фракции» между соперничающими претендентами на положение следующего ачарьи. Это повлекло за собой многочисленные судебные тяжбы. Фракция со штаб-квартирой в храме Багбазар в Калькутте получила название «Миссия Гаудия», а фракция со штаб-квартирой в Шри Чайтанья-матхе Тиртхи Махараджи в Майяпуре назвалась «Гаудия-матх». Даже сейчас на главном алтаре там размещен текст, который гласит: «Это родительский матх всего Гаудия-матха — Шри Чайтанья -матх Шри-мандир».

41

В свои последние два месяца на планете Шрила Прабхупада тратил время и энергию на создание Благотворительного треста Бхактиведанты Свами с целью объединения семьи последователей Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура в совместных усилиях по восстановлению и развитию Гаурамандала-бхуми. Тамала-Кришна Госвами записал, как Шрила Прабхупада сформулировал эту цель и привел конкретный пример. Прабхупада сказал: «Никакого отказа от сотрудничества. Теперь все должны сотрудничать ради распространения движения Господа Чайтаньи. Как в случае Шридхары Махараджа, который с таким трудом пытается закончить строительство Натх-мандира. Продолжайте сотрудничать в том же духе» (ТКГ, 293).

42

Письмо неизвестного учителя гурукулы, которое цитируется в «Бэк ту Годхед», 34.17 (1973 г.).

43

ПШП Тушта-Кришне, Ахмедабад, 14 декабря 1972 года.

44

«Семя» — это сам Шрила Прабхупада, выросший из Гаудия-матха Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Хотя родительское растение погибло, его семя было перенесено через океан, где оно пустило корни, расцвело и принесло плоды. Конечно, Прабхупаду называют также садовником, «сажающим семя», поскольку новорожденный ИСККОН — это тоже семя. Слово «семя» приложимо и к Прабхупаде, и к ИСККОН, в силу эккле-зиологического принципа, согласно которому духовное учреждение неотлично от своего ачарьи-основателя.

45

Хоть и при условии, что ИСККОН останется здоровым.

46

Небольшое дополнение: как кришна-бхавамрита из «Чайтанья-чаритамриты» становитсякришна-бхаванамритой. Существует небольшая разница в значении этих двух слов. Кришнабхава используется для описания чувства, а кришнабхавана — полноты бытия. Природа самой кришнабхавы такова, что она является всепоглощающей кришнабхаваной. Это слово, возникшее позже, широко используется в литературе Гаудия-вайшнавов. В частности, Шрила Прабхупада указывает: «Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур оставил нам трансцендентное произведение „Кришна-бхаванамрита“, где подробно описал лилы Кришны. Чтение таких книг помогает возвышенным преданным постоянно помнить о Кришне» (Кришна, гл. 46).

47

Английский перевод статьи — см. ШБВ, 1: 70—73.

48

Такое значение тоже имеет широкое распространение. «Вишва-вайшнава-раджа-сабха» может относиться к сообществу вайшнавов, которые являются «царями среди всех присутствующих в этом мире вайшнавов» (Бхактикусум Шраман, 355).

49

Ч.-ч., Ад и, 12.8, комм. Такие утверждения не отражают в полной мере отношения Шрилы Прабхупады к его духовным братьям. Можно встретить его высказывания о том, как высоко он ценит их. Вот два примера. В комментарии к «Шримад-Бхага-ватам» (4.28.31) Шрила Прабхупада пишет: «Все ученики Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Махараджи суть духовные братья, и, несмотря на то что наши мнения порой расходятся и мы не действуем сообща, каждый из нас по мере сил распространяет движение сознания Кришны, воспитывая многочисленных учеников, которые распространят это Движение по всему миру». В письме от 18 ноября 1967 года своему ученику Брахмананде Прабхупада объясняет: «Даже среди наших братьев в Боге есть непонимание, но никто из нас не уклонился от служения Кришне. Мой Гуру Махараджа приказал нам исполнять его миссию сообща. К сожалению, мы теперь разобщены. Но никто из нас не оставил проповеди сознания Кришны. Даже если и были недоразумения между моими духовными братьями, ни один из них не отклонился от трансцендентного любовного служения Кришне. Смысл в том, что провокации и непонимание могут возникать между людьми, но наша непоколебимая вера в сознание Кришны не подвержена материальному разрушению».

50

Говинда даси, транскрипт DVD-1: «Ноябрь 1965-го — лето 1970 года». По стопам Шрилы Прабхупады (ИСККОН, 2006) // Бхактиведанта Ведабэйз 2011.1.

51

Сам Шрила Прабхупада ограничивает использование титула «Прабхупада», упоминая в этом тексте только трех выдающихся личностей. Предыдущие ачарьи называли этим почетным именем отдельных вриндаванских Госвами. Например, в лекции 16 октября 1932 года Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур называет Рагху-натху даса Госвами «Дас Госвами Прабхупада» (ВБ: Амритавани, Приложение), а в своем комментарии к «Чайтанья-бхагавате» (Ади, 1.25) он цитирует Вишванатху Чакраварти Тхакура, который говорит о Санатане Госвами: «Наш Прабхупада Шри Санатана Госвами». Следует отметить, что этот возвышенный титул низведен до весьма дешевого

Навигация:

Страница 34
Страница 33
-- Страница 32 --
Страница 31
Страница 30