Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Шри Шри Према Бхакти Чандрика

Стих 3

Стих 3 

 

шри гуру чарана падма кевала бхакати садма

бандон муи сабадхана сане

йахара прасаде бхай ей бхава тарийа джай

кришна пранти хой йаха хойте

 

“Я молю лотосные стопы моего Шри Гуру - обитель чистой преданности. О брат, по Его милости ты пересечёшь океан материального страдания и достигнешь Кришну.”

 

Обитель чистой преданности

 

Шудха каника вйакйа:

В начале этой книги Шрила Тхакура Махашайа прославляет принцип Шри Гуру, который является причиной всего выполнения садханы, и теперь снова он особенно молит лотосные стопы Шри Гуру. Во всех писаниях преданность Личности Бога называется конечной целью и основным смыслом человеческой жизни. Также по мнению всех присаний и великих святых, практика преданности не может совершаться без принятия прибежища у стоп истинного Гуру. В своей книге Бхакти Расамрита Синдху Шрипада Рупа Госвами описал шестьдесят четыре вида преданности и добавил, что десять из них образуют врата в храм преданности:

 

Гуру Падашрайа,

Тасмат Кришна Дикшади,

Шикшанам Вишрамбхена Гуру Сева

 

Прибежище у стоп Шри Гуру,

Принятие инициации от Него в Шри Кришна мантру,

Получение наставлений в служении Господу и

Служение Шри Гуру с верой.

 

Эти три являются первыми и основными вратами на пути преданности. Поэтому когда кто-либо входит во врата храма преданности, он, прежде всего, должен принять прибежище стоп Шри Гуру. Тот, кто не предан стопам Гуру лишён преданности и достижения милости Господа. Также как вода превращается в лёд, когда её замораживают, также и когда милость Господа сгущается, она проявляется перд преданным в форме Шри Гуру, чтобы охладить сердце преданного, которое печалено тройственными материальными страданиями, при помощи потока бхаджана расы и благословить его наслаждением любви к лотосным стопам Господа. Произнеся слова “Шри Гуру” первыми, Шрила Тхакура Махашайа обозначает принцип Шри Гуру. Слово шри означает - сокровище премы. И каждый обладающий этим сокровищем, явялется Шри Гуру.

В Шримад Бхагавате (11.3.21) и в комментарии Шридхары Свами на него говорится: *** “Тот, кто желает обучиться наиболее благоприятным принципам преданности, должен принять прибежище стоп Шри Гуру, который знает писания, и который обладает практическим опытом восприятия Бога из-за своей практики преданности. Если Шри Гурудева не знает истину, он не может рассеять сомнения ученика о предметах бхаджаны. Или, если он не предан, он не может наделить ученика опытом в бхаджане.”

Здесь кто-то может спросить: “Мы можем понять, наделён ли Шри Гуру знанием истины, когда видим Его учёность. Но преданность находится внутри ума, как же может садхака понять, обладает ли его Шри Гуру преданностью, или нет?” Ответ на это таков: *** “Он полностью подчинил шесть врагов преданности, таких как вожделение, гнев, жадность и т.д. Так Шри Гуру будет способен разрушить различные пороки Своего предавшегося ученика, которые неблагоприятны для его бхаджана, благословляя его даром премы и приводя его к лотосным стопам Господа.” Шрила Тхакура Махашайа говорит: шри гуру чарана падма кевала бхакати садма… Слово чарана использовано здесь в настроении преданности поклонения кому-то, также как и в титулах Свами Чарана, или Госвами Чарана. На самом деле Шри Гуру Чарана означает - Шри Гурудева. Слово падма указывает на то, что подобно лотосу и является вместилищем мёда. Таким же образом Шри Гурудева является высшим прибежищем (кевала) для чистой преданности - кевала бхакати садма. Определяя признаки кевала, или чистой преданности, Шримат Рупа Госвамипада писал: *** “Определение преданности таково: она свободна от таких желаний, как зрелые плоды деятельности ради плодов, или недвойственного знания, и она совершается исключительно ради наслаждения Кришны.” Слово анушиванам происходит от глагольного корня шив, или шиванам, и сущесвтвует два вида практик шиванам: правила (правритти) и запреты (нивритти). Первое состоит из физической и речевой деятельности, и любовного умонастроения. Другими словами - это практическое служение, совершаемое телом такое как, прославление деятельности и качеств Господа - голосом, слушание - ушами, медитация на форму Господа, Его качества и игры - умом и поддержание любовного отношения - сердем.

Запреты же - это усилия, направленные на то, чтобы избегать оскорблений во время формального поклонения, или оскорблений святого имени. Когда эти усилия совершаются без желания к наслаждению, или освобождению, а просто наполнены погружённостью в слушание и воспевание ради любви к Господу, тогда это называется чистой преданностью. Это также обозначается такими словами, как уттама - высший, ниргуна - трансцендентный, кевала - чистый, мукхйа - основной, ананйа - исключительный и сварупа сиддха - исполняемый в подлинной форме.

Шрила Тхакура Махашайа называет Шри Гурудева - кевала бхакати садма, определяя так положение Шри Гуру, и одновременно прославляя Его. Шри Гуру Чарана - это удивительное преданное сочетание Бога и преданного. Итак, Он является вместилищем чистой преданности и, одновременно, практики преданности и совершенства любовной преданности. От Шри Гуру - обители чистой преданности, Господь получает нектар чистой преданности бхаджаны живых существ. По милости преданных лотосных стоп Шри Гуру, практикующие разрушают все свои пороки и легко достигают любовной привязанности к Господу. С другой стороны, когда кто-либо не имеет веры в лотосные стопы Шри Гуру, или если кто-либо совершает ошибку неблагодарности к Нему, тогда будет посеяно семя оскорбления и бхакти с бхаджаной станут сухими и мёртвыми. Поэтому Шрила Тхакура Махашайа продолжает говоря: абандане савадхана сане (Примечание автора - в некоторых изданиях можно найти слова савадхана мане, но это издание аргументируется тем, что если савадхана означает са - с, и авадхана - привязанность, т.е. “с привязанностью”. То слово сана является тогда ненужным повторением. Тем не менее традиция - говорить свадханера сахита.) Практикующий должен с острожностью совершать служение Шри Гуру, и все его духовные устремления будут легко достижимы. Шри Рупа Госвами писал: вишвамбхена гурух сева “Зная о принципе Шри Гуру, следует быть занятым в служении Ему, после установления непоколебимой веры в него.”

Шри Кришна Своими устами объясняет принцип Шри Гуру Шри Уддхаве в Шримад Бхагавате (11.17.27): *** “Ты должен знать, что Ачарйа - это Я. Никогда не будь неуважительным, или непочтительным к Нему, и никогда не ищи недостатки в Нём, считая Его обычным смертным, так как Шри Гурудева - это соединение всех богов.” Практикующий должен установить полную веру в принцип Шри Гуру и осторожно совершать служение Шри Гурудеве так, чтобы никакой вид телесных человеческих представлений о Шри Гуру не вторгся в его сознание. Даже занимаясь долгое время служением Шри Гуру, наши умы, тела и слова всё ешё заняты во многих неконтролируемых видах деятельности, позывах и чувств, которые являются причиной совершения многих тяжёлых оскорблений, вызывающих множество препятствий к получению результатов преданного служения. Причина этого в том, что мы не полностью знаем принцип Шри Гуру, и правила и запреты в отношении служения Шри Гуру, даваемые в писаниях. Поэтому мы должны быть заняты в служении Шри Гуру с полной осторожностью и заботой. Поэтому Шрила Тхакура Махашайа говорит: бандон муи савадхана сане

 

Правила в служении Гуру таковы: практикующий должен лично приносить воду для омовения тела и стоп Шри Гуру, массажировать Его стопы, растирать его тело, омывать Его, украшать Его сандаловой пастой и стирать Его одежду. Когда он увидит, что Гурудева пришёл, он должен предстать перед Ним и предложить Ему распростёртый поклон восемью частями тела. Он должен приносить такие ингредиеты для ежедневной пуджи Гуру, как листья Туласи и цветы. Он должен ежедневно предлагать Гуру прасад Господа и Его напитки, а затем есть остатки. Произнося имя Шри Гурудева, он должен склонить голову, сложить руки и сначала упомянуть титулы Аштотара Шата Шри Шри, затем произнести имя Шри Гуру, и закончить титулами Прабхупада, или Вишнупада. Он должен удовлетворять Шри Гуру телом, словами, умом, искренним и невинным поведением, приятным любовным отношением, своим богатством, жилищем и жизненным воздухом.

 

Запреты в служении Гуру таковы: нельзя наступать на сидение, одежду, кровать, обувь и другие предметы Шри Гурудева. Нельзя иммитировать походку, речь, голос или жесты Шри Гуру. Нельзя протягивать ноги перед Шри Гуру. Нельзя класть одну ногу на другую перед Шри Гуру и показывать Ему стопы. Перед Гуру нельзя зевать, громко смеяться, указывать или тыкать пальцем, вытягивать тело или переплетать руки и ноги или другие части тела. Не следует садиться слишком близко к Гуру. Перед Гуру нельзя лежать на кровати. Нельзя ругать, приказывать или поносить других перед Гуру. Стоя в присутствии Шри Гуру нельзя уходить куда-либо без Его разрешения. Нельзя объяснять писания и давать инициации без разрешения Гуру. Нельзя использовать какие-либо слова по отношении к Гуру, которые бы звучали как указание или приказ, или показывать Ему какие-либо подобные знаки пальцами или руками. Нельзя использовать непочтительные слова такие как: “дайте мне это”, или “возьмите это”. Когда спрашиваете что-либо, тогда нужно молить об этом смиренно: “пожалуйста, разрешите мне сделать это”, или “пожалуйста, разрешите мне сказать так…” Нельзя есть пищу Шри Гуру, или брать Его вещи без Его разрешения. Нельзя посещать места, где кто-либо клевещет на Шри Гурудева, или преуменьшает Его славу. Нельзя смотреть на лицо оскорбителя Шри Гуру. Следует терпеть порицания и исправления от Шри Гурудева и никогда не обращаться к Нему во враждебной манере, даже если Он обращается к вам подобным образом. Никогда не следует относиться к Гуру как к обычному человеку, или преуменьшать Его славу. Он - Гуру, Гуру значит - тяжёлый и Он не может стать лёгким в Своей славе. Всё это означает - бандон муи савадхана сане.

 

Есть ещё одна тайна в использовании Шрилой Тхакура Махашайей этих слов (бандон муи савадхана сане). *** “Часто полубоги смущают разум ученика, предавшегося своему Гуру и пытаются уменьшить его преданность. Причина этого в том, что полубоги думают: “Силой своей большой Гуру-бхакти этот каништха садхака попытается превзойти нас, и конечно же он достигнет высшей обители Господа. Поэтому, если мы сможем сманить его от его преданности к Гуру, то он уже не сможет превзойти нас.” Увы, если полубоги настолько завистливы, что пытаются уменьшить преданность ученика к Гуру, то какие сомнения могут быть, что люди, неспособные терпеть превосходство других, обладающие злобной природой и ослеплённые жаждой к таким незначительным вещам, как выгода и слава, не будут пытаться сделать всё возможное, чтобы уменьшить преданность ученика к Гуру. Поэтому ученик, верный своему Гуру, должен быть особенно осторожен и с помощью святых и писаний занять себя в преданном служении лотосным стопам Шри Гуру. В этом случае ни полубоги, ни люди не будут способны уменьшить Гуру-бхакти такого, хорошо защищённого, ученика. Далее Шрила Тхакура Махашайа говорит: йахара прасаде бхай, эй бхава торийа джай, кришна прапти хой джаха хоне В результате поклонения лотосным стопам Шри Гурудева, кто является воплощением глубокого сострадания Господа и обителью чистой преданности, практикующий достигнет, одновременно, практической преданности и совершенства преданности. Когда Шри Гуру удовлетворён, достижение Господа и высшей цели - достижения любви к Нему, легковыполнимо. И как побочный результат этого, исчезнут материальные страдания. Преданному вообще не нужно беспокоиться об освобождении от материального существования, поскольку когда он принимает прибежище истинного Гуру у лотосных стоп Господа, тогда материальные существование становиться столь же незначительным как вода в отпечатке от копыта коровы. Тем не менее садхака должен беспокоиться о личных пороках, которые могут повредить его преданности. По мнению писаний преданных достижение Бога через разрушение всех пороков было определено как высшая цель человеческой жизни. По милости Шри Гуру эти пороки легкоразрушимы, и практикующий будет благословлён достижением величайшей нектарной милости Господа. В Бхакти Сандарбхе говорится, что Гуру может разрушить все пороки, которые являются тяжёлыми препятствиями, при помощи усилий ученика и для удовлетворения Господа. В своей Гурваштаке Шрила Вишванатха Чакравартипада писал: йасйа прасадад бхагават прасада, йасйа прасада на гатих кутопи “По милости Гуру достигается милость Господа, но если Гуру неудовлетворён, высшая цель не может быть достигнута.”

Далее: