Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Шри Шри Према Бхакти Чандрика

Стих 5

Стих 5

  

чакху дано дило йей джанме джанме прабху сей

дивйа джнана хриде прокашито

према бхакти йаха хойте авидйа винаша йате

веде гай йахара чарито

 

“Он открыл мои глаза и Он - мой Господь рождение за рождением. Он раскрывает божественное знание в моём сердце. Из Него исходит экстатическая любовная преданность. Он разрушает всё невежество и Его прославляют Веды.”

 

Божественное знание

 

Шудха каника вйакйа:

Хотя живое существо, которое является вечным слугой Кришны, состоит из чистого духа, оно забыло своё конституциональное положение и с безначальных времён захвачено внешней иллюзорной энергией Господа. Поэтому оно считает своё материальное грубое тело самим собой, а родственников, таких как жена и дети, своими. Так, согласно своей обусловленности и страстным желаниям, оно носит различные тела и бродит по материальному миру, страдая от нестерпимых мучений рождения, смерти, старости и болезней. Поклонение Шри Кришне в тени лотосных стоп Шри Гуру - это единственный способ освободиться от этих тройственных страданий. Живое существо забыло, что оно - вечный слуга Кришны и из-за этой ошибки майа связала его вокруг шеи. Но если оно поклоняется Кришне и служит Гуру, то эти верёвки иллюзии лопнут и оно достигнет лотосных стоп Кришны. *** (Ч.Ч. Мадхйа 22-24) “Давая посвящение и насавления, Шри Гурудева спасает ученика из океана рождения и смерти, открывая его обманутые, неспособные воспринимать Бога, глаза, и делая его квалифицированным воспринимать духовные предметы, благословляя ученика нектарным наслаждением бхаджаны.” Хотя здесь упоминаются только глаза - это значит, что другие чувства ученика также одухотворяются и становятся подходящими для поклонения Господу. Смысл этого в том, что мирские чувства и ум бесполезны в поклонении Шри Кришне. Когда Шри Гурудева, охваченный чувством беспричинного сострадания, даёт мантру, во время посвящения, тогда ученик взывает: “О Шри Гуру, о воплощение глубокого сострадания Господа, спаси меня, сжигаемого огнём материального существования и схваченного силой времени. О Господь, я предаюсь Тебе!” Когда ученик взывает так и предаёт своё тело, ум и жизненный воздух Шри Гурудеве, тогда Шри Гурудева коснётся его и силой нектарного принципа Бога, умащённого состраданием, действующего как филосовский камень, превращающий железо в золото, вместе с силой Своей преданности, наполненной Его поклонением Богу, вселяет преданность в тело, ум и жизненный воздух ученика, далая тело и чувства ученика квалифицированными для трансцендентного служения лотосным стопам Господа. Тело, ум и чувства садхаки одухотворяются и погружаются в поклонение Господу, и только по милости Гуру возможно то, что они остаются в соответствующих частях тела. Таким образом, по милости Гуру, тело и ум ученика становятся подходящими для предложения их лотосным стопам Господа и для установления особенных отношений живого существа с Господом. Поэтому Шрила Тхакура Махашайа говорит: чакху дано дило ейи, джанме джанме прабху сей, дивйа джнана хриде прокашито “Он открыл мои физические глаза, превратил их в глаза преданного, умащённые бальзамом любви, и так сделал меня способным воспринимать принцип Бога. Когда Он удовлетворён и помещает силу Своей милости в сердце, божественное знание открывается через его настевления и посвящение в Кришна-мантру. Этот Шри Гуру, дающий любовь к Кришне и знание о Нём - мой Господь и хозяин рождение за рождением, и я - Его слуга рождение за рождением.” Это утверждение показывает взаимоотношения между Гуру и учеником, а также вечность этих отношений. Другими словами, живое существо проходит через различные виды жизни согласно его предыдущей деятельности и устанавливает отношения с различными отцами, матерями, друзьями и родственниками каждый раз заново, но взаимоотношения между Гуру и учеником не таковы. Рождение за рождением ученик остаётся с тем же Шри Гуру, согласно со временем, которое делает его пьющим сладкий нектар бхаджаны, благословляет его премой, забирает его в царство веры и, в конце концов, благословляет его, дав ему служение его возлюбленному Божеству. “О Гуру-крипа, ничто не сравнимо с ней!”

После этого Шрила Тхакура Махашайа говорит: према бхакти йаха хойте, авидйа винаша джате, веде гай джахара чарита. Мы уже сказали, что когда сострадание Господа, океана милости, концентрируется, тогда оно принимает осязаемую форму и, для блага обусловленных душ, является как Гуру. Через этого Шри Гурудева, который является инкарнацией милости Господа, мы можем прийти к пониманию сострадания Господа. Сердце Шри Гурудева - это драгоценный трон, где сидит царица Бхакти, являющаяся сущностью энергии наслаждения существования Господа. Восседая там, Она распространяет Свою милость на людей мира, и вызывая милость Шри Гуру, Она проникает в сердце ученика, благословляя его даром премы. Когда, по милости Шри Гуру, достигается знание о отношениях с Богом, все привязанности к телесным вещам и предметам, не относящимся к Кришне - уходят, и через Шри Гуру-Пранали-Парампару глубокая привязанность к Шри Кришне нисходит в сердце практикующего, подобно потоку небесной райской Ганги, вызывая в нём пробуждение любовной преданности. Об этом сокровенном принципе также можно узнать из Шримад Бхагаваты (10.2.31) *** (Стих на Санскрите (опущен) и комментарий к нему Шридхара Свами): “Брахма и другие полубоги молились Шри Кришне когда Он был в лоне Деваки деви: “О Самосветящийся, Твоя милость к преданным безгарнична! Силой Твоей милости преданные принимают прибежище лодки Твоих лотосных стоп и пересекают океан материального существования, который так сложно пересечь. Эти преданные настолько милостивы к обусловленным душам, что они сохраняют эту лодку Твоих лотосных стоп - преданных традиций или преемственности Шри Гуру парампары в этом материальном мире для их спасения.” Из этого можно ясно понять, что нет другого способа, чтобы пересечь океан материального существования и достичь любовной преданности, кроме принятия прибежища лотосных стоп Шри Гуру. Основновной результат принятия прибежища лотосных стоп Шри Гуру - это достижение премы и служения лотосным стопам Господа. Вторичным результатом является разрушение невежества, лежащего в корне материального существования. Поэтому Шрила Тхакура Махашайа говорит: авидйа винаша йате “Из-за внешней энергии Господа, майи, (невежества) живое существо забывает своё конституциональное положение и отворачивается от Господа с безначальных времён.” Это невежество бывает пяти видов: тама, моха, маха моха, тамисра и андха тамисра.

 

тамах - означает невежество чувств, например в глубокой темноте вы не можете увидеть даже свою протянутую руку, что же говорить о чём-либо ещё? Таким же образом если обусловленная душа не может даже понять совё конституциональное положение, то как же она может увидеть Шри Кришну, до тех пор, пока остаётся это невежество, или тамах.

 

моха - означает отсутствие понимания о том, что следует делать, и чего делать не следует.

 

маха моха - это желания к наслаждению.

 

тамисра - это гнев, возникающий из неудовлетворённых желаний.

 

андха тамисра - это погружённость в защиту своих наслаждений, когда они под угрозой прекращения.

 

Эти виды невежества - работа майи. По милости Шри Гуру, это невежество разрушается, что является побочным следствием. Другой смысл авидйи - это различные пороки, которые образуют препятствия в бхаджане для практикующего. Существует четыре вида пороков: душкритотха (пороки, вызванные предыдущими неблагоприятными действиями), сукритотха (пороки, вызванные предыдущими благоприятными действиями), апаратхотха (пороки, вызванные предыдущими оскорблениями), бхадйутха (пороки, вызванные своим преданным служением). Пороки, вызванные своими предыдущими неблагоприятными действиями проявляются в клеше. Есть пять видов клеш: авидйа, ашмита, рага, двеша и абхинивеша. Здесь авидйа означает - принимать временные вещи за вечные, нечистые предметы - как чистые, страдания - как наслаждения и инертное - как мыслящее. ашмита означает - ложное эго. рага - означает преследовать наслаждения, жаждать их, или быть привязанным к ним. двеша - это желание устранить страдания, или их причины. абхинивеша - это страх смерти. Некоторые также причисляют к клешам пороки, вызванные предыдущими благоприятными действиями. По милости Гуру все эти пороки легко разрушаются. Пороки, вызванные предыдущими оскорблениями, разделяются на десять видов и известны как десять оскорблений святого имени. Пороки, возникающие на пути преданности - это: желания к выгоде, обожания и выделенности. По милости Шри Гуру, практикующие освобождаются от них и благословляются достижением сокровища чистого поклонения. веде гай джахара чарита “Веды и, следующие Им, писания постоянно прославляют Шри Гуру.” Веды всегда воспевают славу того, по чьей милости достигается любовная преданность и выкорчёвывается невежество. ачарйа вам пурушо ведах (Чхандогйа Упанишад). “Трансцендентные принципы должны быть поняты при помощи того, кто принял прибежище лотосных стоп Шри Гуру и кто предался служению Ему.”

йасйа деве пара бхактир, йатха деве татха гурау, тасйайте татхита татха, пракашанте махатманах (Шверашватара Упанишад 6.23) “Для тех великих душ, которые цитируют Веды с равной преданностью Гуру и Господу, открывается смысл всего Ведического знания.”

тат виджнанатхам са гурум эвабхигачхед… (Мундака Упанишад 1.12) - “С целью познать Веды, обратись к духовному учителю, который знает писания и сосредоточен в духовном сознании, с факелом в руках.”

(Примечание автора - последние слова “с факелом в руках” означают, что человек обращающийся к Гуру, должен совершать обычное служение для своего Гуру.)

В Шримад Бхагавате Шри Кришна говорит: ачарйам мам виджанйати… - “Ты должен знать, что воистину Шри Гуру - это Я.”

В Чхандогйа Упанишаде, из Сама Веды, мы можем найти следующее повествование о славе Шри Гуру. “Посланный Давалой, Сатйакама Джавал пришёл к Махарише Гаутаме, чтобы изучить науку о Брахмане у него. Мудрец принял его и занял его в защите коров. Удовлетворившись верностью и служением Шри Гуру Сатйакамы Ришабха, Агни, Хамса и другие наделили его знанием Брахмана. Хотя Сатйакама уже получил знание от них, он вновь достиг знания, удовлетворив Гаутаму. Копа Каушала пришёл к Сатйакаме и чтобы получить знание о Брахмане от него, и Сатйакама занят его в таком служении, как разжигание огня и т.п. Удовлетворившись верным служением Копа Каушалы своему Гуру, Агни наделил его знанием Брахмана, и хотя он уже достиг знания, получив его от Агни, Копа Каушала, всё же, удовлетворил Сатйакаму и достиг знания о Брахмане от него, и т.д.” Такое верное служение Гуру также часто упоминается в Ведических приложениях, таких как Махабхарата, в историях об Упаманйу, Утанке, Удалаке и др.

Далее: