Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Шри Шри Према Бхакти Чандрика

Стих 6

Стих 6

  

шри гуру каруна синдху адхама джанара бандху

локанатха локера дживана

ха ха прабху! коро дойа дехо море пада-чхайа

эбе йашах гхушука три-бхувана

 

“Шри Гуру - океан милости и друг всех падших. Локанатха Госвами - жизнь всего мира. О Господь, будь милостив ко мне и даруй тень Твоих лотосных стоп. Теперь пусть все три мира провозглашают Твою славу.”

 

Качества Шри Гуру, сострадание

 

Шудха каника вйакйа:

Прославляя Шри Шри Гурудева, Шрила Тхакура Махашайа отмечает некоторые качества Шри Гуру, такие как сострадание, и очень смиренно желает сострадания Шри Гурудева, описывая эти качества. Шри Гурудева - безграничный океан сострадания шри гуру каруна синдху. Мы уже говорили, что Гурудева - это воплощение сострадания Господа. Когда сердце плавится и до тех пор, пока ум остаётся взволнован, разве эти страдания могут стать меньше? Это называется каруна, или сострадание. Если мы хотим понять особое сострадание Шри Гурудева, то мы должны сначала понять, что означает сострадание Господа, поскольку Гурудева - это инкарнация сострадания Господа. В своём объяснении милости Господа, Шримат Джива Госвамипада писал: *** “Хотя Господь самоудовлетворён и самодостаточен, Он создаёт желание служить в Своих слугах. Это благожелательное отношение Господа, наделённое благой удачей преданного служения и показывающее, что Его сердце плавится, называется состраданием.” Смысл этого в том, что хотя Господь самоудовлетворён, самосветящийся и самодостаточен, Он может не оставаться равнодушным к Своим преданным, которые предались Его лотосным стопам, потому что Он также радуется их любви. Сначала Он пробуждает желание служить в сердцах Его преданных. Без этого желания ум преданного не может быть поглощён страстной жаждой служения Господу. Такое страстное желание служить называется бхакти. От того, что сердце Господа плавится от сострадания и желания помочь, Он пробуждает желание служить в сердцах Своих преданных и дарует им вкус к непосредственному служению Себе. Это называется состраданием Господа. Шри Гурудева - это осязаемое воплощение сострадания Господа, которое занято пробуждением желания служить в сердцах преданных и постепенно даёт им преданное служение. В Шри Брахад Бхагаватамрите (2.4.85-86) Шриман Нарайана сказал Гопа-кумару: “О Моё дитя, Я взволновался, увидев твоё неравнодушие ко Мне, и переполнившись состраданием к тебе, Я нарушил вечные религиозные принципы, которые були установлены Мной Самим, и даровал тебе рождение в Моей дорогой обители - Шри Говардхане. Сам же Я низошёл сюда, как твой Гуру, по имени Джайанта.” Видя несчастное состояние обусловленных душ, Господь принимает форму Гуру и благословляет их бесценным даром премы. Поскольку милость Господа в форме Гуру безгранична, Шри Гуру является каруна синдху - океаном сострадания. Особая милость Гуру может быть понята также в другом смысле. Когда Шри Хари гневается, Шри Гуру может защитить преданного, но когда Гуру гневается, никто не может спасти его. Поэтому Шри Гуру должен быть удовлетворён всеми способами. Это мы можем видеть в молитвах Девахути деви в Падма Пуране: “Если я обладаю большей преданностью к моему Гуру, чем к Шри Хари, тогда силой этой истины Шри Хари дарует мне Свой даршан.” Также как слова тад дхариштха в этом стихе показывают, что слава преданности Гуру более велика, чем преданность Господу. Таким же образом это указвает на то, что милость Шри Гуру-сварупы более велика, чем милость Бхагавата-сварупы.

(Примечание - здесь Гуру-сварупа означает - форма Господа, как Гуру, и Бхагавата-сварупа - собстенная форма Господа.)

В этом стихе Шрила Тхакура Махашайа называет Шри Гурудева - каруна синдху, что значит, что Он самый милостивый из всех. Затем он упоминает ещё одно качество Шри Гурудева - адхама джанара бандху. Хотя Шри Гурудева - это океан сострадания, преданные, которые предаются Его лотосным стопам, должны быть низкими и падшими, потому что Он - друг падших. Тот, кто чувствует себя адхамой, или падшим - естественный преемник сострадания Садху, или Гуру. Шримад Джива Госвамипада писал о милости святых в Бхакти Сандарбхе: (гл.103) *** “Видя плачевное состояние обусловленных душ, святые проливают на них свою милость. Это не зависит от поклонения святым этих обусловленных душ.” Например Шри Нарада пролил свою милость на Манигриву и Налакувару, когда увидел их несчастное положение. Тоже относится и к милости Шри Гуру. Некоторые люди, опьяненные гордостью из-за своего богатства, связей и фамильного происхождения, служат Шри Гурудеве согласно своим представлениям, при помощи денег, и когда они видят естественное удовлетворение Шри Гуру, который является воплощением вечного счастья, они думают, что получили благословение, самодостаточной милостью Гуру. Несмотря на то, что кто-либо может быть опьянён богатством и наслаждением, милость Гуру в один прекрасный день приведёт его к лотосным стопам Господа. Таким людям следует обратить внимание на великие слова Тхакура Махашайи: адхама джанара бандху. Люди, которые считают себя низкими и падшими, являются безгрешными объектами сострадания Шри Гурудева. Милость Гуру никогда не позволит объекту Его сострадания гнить в вонючей канаве адского чувственного наслаждения. Личность, достигшая реальной милости, восклицает: “Ха, ха, Гуру Крипа!” Милость пробуждает в нём такое смирение, что поток нектарной бхакти-расы проливается на него и всегда держит его погружённым в лотосные стопы Шри Гуру. Поэтому благословенный автор говорит: адхама джанара бандху. Затем он описывает другое качество словами: локанатха локера дживана Инициирующий Гуру Шрилы Тхакура Махашайа - это Шрипада Локанатха Госвами, дорогой спутник Шримана Махапрабху. Упоминая святое имя Шри Гурудева, благословенный автор выражает свою благодарность лотосным стопам Шри Гуру за все духовные сокровища, которых он достиг по милости Шри Гурудева, и которые он упомянул в предыдущих трипади. Также он скрыто упоминает то, что всё достигнутое им по милости Гуру не может быть оплачено, хотя он и является слугой Гуру рождение за рождением, выполняя Его указания и служа Ему телом и умом. Локанатха Прабху является локера дживана, что значит, что он показал высочайший пример на пути бхаджаны и так занял людей мира на пути бхаджаны. Благословенный автор утверждает это, потому что быть на пути преданности значит жить, и не находиться на пути преданности значит умереть. Другой смысл слов локанатха локера дживана в том, что Шри Гурудева - Господь и жизнь всего мира. В связи с этим он открывает ещё два сокровенных качества Шри Гурудева. Это сказано в отношении Самаштхи Гуру. В форме Самаштхи Гуру Господь присутствует в Своей вечной обители. Этот Самаштхи Гуру является прямой инкарнацией Господа. С целью освободить обусловленные души, охваченные ложью и невежеством, постоянно обжигаемые огнём тройственных материальных страданий, связанные верёвками чувственных наслаждений, Господь, который наполнен безграничной и беспричинной милостью, принимает форму Самаштхи Гуру, чтобы они могли достичь лотосных стоп Господа. Из этого наиболее милостивого Самаштхи Гуру проявляется Гуру-шакти в этом мире в великих душах, которые являются преданными, погружёнными в Бхаждану, входя в каждого из них индивидуально, как Вйашти Гуру. Шримат Джива Госвамипада писал (Бхакти Сандарбха параграф 286): “Этот Самштхи Гуру проявляется во всех Вйашти Гуру в этом мире, чтобы спасти людей мира от пут майи и дать им преданность Господу.” Так они остаются локанатха локера дживана. Обладая таким великим видением славы Гуру, Шрила Тхакура Махашайа с ещё большей жаждой молит Гуру: ха ха прабху коро дойа, дехо море пада чхайа эбе, йаша гхушух трибхувана. С величайшим смирением Шрила Тхакура Махашайа считает себя обусловленной душой и думает: “Просто посмотрите на безграничное сострадание Господа в форме Гуру, но увы, нет предела неудачи обусловленной души, связанной майей, подобной мне. Как же тогда Он прольёт на меня эту милость?” Думая так он использует слова ха ха, что указывает на печаль, но в то же время он думает: “Гуру наиболее квалифицирован и благодаря Его компетентности всё становится возможным.” Поэтому он использует слово прабху- всемогущий. ха ха прабху - “Пожалуйста, дай мне прибежище в тени Твоих стоп.” Он молит о прибежище в прохладной тени древа желаний лотосных стоп Шри Гуру, чтобы более его не обжигали тройственные материальные страдания. Великое смирение пробуждается в нём, когда он говорит: ха ха прабху - если Ты даруешь такому недостойному последователю, как я, прибежище в тени Своих лотосных стоп, подобных деревьям желаний, то Твоя слава, как спасителя падших будет провозглашена во всех трёх мирах - эбе йаша гхушух трибхувана.”

Далее: